Турция vs Греция: дойдет ли дело до вооруженного конфликта
В очередной раз обострились отношения между Турцией и Грецией.
На днях министр иностранных дел Греции Никос Дендиас обвинил Турцию в желании присвоить себе суверенные права Греции на разведку нефти и газа на греческом континентальном шельфе. В связи с этим премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис 3 июня направил руководству Европейского союза письмо, назвав действия турецкого руководства «провокацией».
Отношения между странами давно уже балансируют на грани серьезного конфликта. «Конфликт между странами может возникнуть из-за любого из споров: беженцы, трафик нелегальных мигрантов, контрабанда, спорные территории. Но вышло так, что греко-турецкие отношения обострились из-за нефти», – считает профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко.
Пикантность ситуации придает то, что и Турция, и Греция являются членами НАТО. По мнению эксперта, с учетом «длинной истории сложных взаимоотношений» и множества нерешенных вопросов, «принятие обеих стран в состав Североатлантического альянса, было ошибкой. Фактически этим решением под фундамент НАТО была подложена «мина замедленного действия».
По мнению Ткаченко, возмутителем спокойствия в данном случае является Эрдоган, задавшийся целью усилить позиции Турции в регионе и мире. Хотя не стоит сбрасывать со счетов многолетний антагонизм турков и греков. Чего стоит хотя бы то, что «в Турции существует музей ненависти к грекам, а в Греции – памятники жертвам борьбы против турок».
Дальнейшее обострение ситуации вполне возможно, хотя вряд ли дело дойдет до вооруженного конфликта. Несмотря на нынешний антитурецкий настрой, его не допустят США, так как конфликт между странами НАТО не отвечает интересам американской внешней политики. «Скорее всего, думаю, дипломаты США постараются замести конфликт «под ковер», – сделал прогноз Ткаченко.