У Валентины Матвиенко появился новый заместитель. Вице-спикером Совета Федерации стал Андрей Турчак. Специально для него в президиуме зала пленарных заседаний поставили седьмое кресло.
Раньше на подиуме восседали спикер и пятеро замов. Турчака избрали шестым вице-спикером всего через полчаса после начала его первого рабочего дня в качестве сенатора. Впрочем, это в стиле Валентины Ивановны. Галина Карелова тоже стала вице-спикером спустя несколько минут после получения мандата.
Только избрание Турчака получилось более веселым: в зале звучали шутки, порой раздавался хохот. Правда, самому Турчаку иногда становилось не до смеха.
Едва отзвучали последние звуки гимна, предваряющие начало пленарного заседания, как Валентина Матвиенко пригласила к себе Андрея Турчака, вручила ему знак члена Совета Федерации и сообщила, что совет палаты принял решение увеличить число вице-спикеров.
Потому что работы у сенаторов появляется все больше и нагрузка на заместителей председателя стала очень высокой. Правда, чуть позже она дипломатично ушла от ответа на вопрос сенатора Николая Рыжкова: «Чем конкретно будет заниматься шестой заместитель?»
Сообщив об открывшейся вакансии, Валентина Ивановна невольно (а возможно, и специально) повергла зал в обморочное состояние. Цитирую:
— Предлагаю избрать новым председателем... — Повисла пауза. — То есть председателем ему еще рано. Пока еще заместителем. Предлагаю избрать заместителем председателя Андрея Анатольевича Турчака.
В зале оценили оговорку по Фрейду (или по Турчаку) и с облегчением засмеялись. К тому, что новоиспеченного сенатора сразу выдвинут вице-спикером, большинство присутствующих были готовы.
Процедура предполагала небольшое обсуждение кандидатуры перед тайным голосованием, и после нескольких дежурных здравиц от сенаторов, «хорошо знающих качества и способности», в бой бросилась мятежная Людмила Нарусова, буквально завалив претендента вопросами. И о том, сможет ли он совмещать две трудоемкие должности, — ведь меньше месяца назад его назначили руководить Генсоветом «Единой России».
И — нормально ли, что в президиуме верхней палаты сидят представители только одной партии. Не монополизм ли это? И (это уже больная тема) — о деле зверски избитого журналиста Олега Кашина. Почему ничего не известно о результатах допроса Турчака по этому делу?
Отвечая, кандидат в вице-спикеры перешел в атаку: «У вас ошибочная информация по поводу следственных действий, которые были по этому делу проведены. Поэтому я бы предложил вам пользоваться первоисточниками, а не домыслами, слухами и сплетнями, которые отображают некоторые наши средства массовой информации».
В общем, из сказанного «первоисточником» ничего особенного понять было невозможно за исключением того, что настроение у него испортилось.
Впрочем, дальше гладили только по шерстке. И когда сенатор Леонид Тягачев начал возносить очередные похвалы Турчаку (теперь — от Олимпийского комитета), Валентина Ивановна его прервала, и дело кончилось очередным гэгом:
— Вы так его хвалите... Я же просто оговорилась (Турчак не в председатели избирается. — М.З.). Хватит уже...
— На всякий случай лучше заранее похвалить, — невозмутимо ответил сенатор и почетный президент ОКР, чем вызвал хохот в зале.
Проголосовали почти единогласно: один против (предположительно Нарусова), один воздержался (сам Турчак). Валентина Ивановна предложила новому заму занять место в президиуме и сказала залу с напускной строгостью:
— Предупреждаю на будущее: больше мест нет.
Первые несколько минут в президиуме Андрей Анатольевич выглядел оцепеневшим от перенесенного стресса, но постепенно расслабился и стал реагировать на происходящее, вникать в повестку дня.
И осознавать, что шутки над ним, скорее всего, закончились надолго: слишком статусные места в партии и высшем органе законодательной власти он получил. Над такими не подтрунивают.
А политологи постепенно завершают дискуссию о том, с какой целью Турчака подвинули вверх по политической лестнице. Тем более что руку Кремля в его продвижении никто даже не отрицает.
— Власти, чтобы не казаться одряхлевшей, необходимо предъявлять молодых, сильных, брутальных политиков. Доказавших не только свою лояльность и склонность к кабинетному творчеству, но и способность работать на улице: с активистами, массами, избирателями. Все это Турчак продемонстрировал на разных этапах карьеры
МК