Зарплата брутто любого члена кнессета равна 41.432 шекеля в месяц.
Это, кроме тех депутатов, которые являются заместителями председателя кнессета или являются председателями различных парламентских комиссий, — такие депутаты получают 43.513 шекелей в месяц брутто.
Собственно, сам председатель кнессета зарабатывают чуть больше (около 50 тысяч шекелей). Итак, брутто довольно высокое, что же с нетто? А тут картина совершенно иная. Вычитаются налоги, пенсионные взносы, выплаты командировочных в соответствии с рабочими днями.
Двое депутатов согласились показать свои зарплатные листы, это Иегуда Глик (Ликуд) и Яэль Герман (Еш атид). Несмотря на то, что зарплата брутто у них одна и та же, Герман зарабатывает 25.145 шекелей нетто, а Глик – 19.767.
В среднем депутат Кнессета получает порядка 22.000 шекелей в месяц. В переводе на российские рубли это примерно 375.000
Более половины его зарплаты уходит на различные налоговые и другие выплаты. «Я зарабатываю ровно столько, сколько Г-сподь Б-ог считает нужным, чтобы я зарабатывал, — говорит неунывающий Глик. — Те, кто говорит, что мы недостаточно работаем по воскресеньям и четвергам, — не правы, — подчеркивает он, — нам приходится в остальные дни бегать по заседаниям, комиссиям, голосовать и совершенно некогда заниматься своими проектами, тем, что мы, собственно, хотим сами продвигать.
Этим мы и занимаемся в два отпущенных нам дня». С ним соглашается и Герман: «Мы начинаем наш рабочий день в 7 часов утра, и хорошо, если можем пойти домой в 7 часов вечера. Это бывает крайне редко, гораздо чаще мы сидим на совещаниях до 10-11 часов вечера, а иногда и всю ночь, особенно, когда принимается бюджет».
Тем не менее, не стоит забывать и о льготах, которые имеют депутаты: у них есть право нанять 3-х парламентских помощников, иметь машину (все расходы на которую оплачиваются государством), есть специальный бюджет для связи с избирателями – 93.700 шекелей в год.
С этим бюджетом можно сделать многое: например, снять еще помещение за пределами кнессета, накупить необходимое оборудование, вложить деньги в рекламу, в социальные сети, профинансировать опросы общественного мнения и пр.
Так, депутат кнессета от Ликуда Мики Зоар 20.314 шекелей потратил на оплату страниц в социальных сетях, заказал 4 мобильных телефона стоимостью 12.249 шекелей, оплачивает аренду собственной приемной вне кнессета – 20.429 шекелей и ее содержание обходится ему в 2.925 шекелей.
Сколько же рабочих дней в году у депутатов?
Кнессет отправляется на каникулы два раза в году — зимой и летом. По уставу кнессет должен работать не менее 8 месяцев в году. Таким образом, получается, что у депутатов отпуск 4 месяца в течение года, и эти месяцы они должны использовать с пользой для своих избирателей. Впрочем, так же, как и два дня в неделю – воскресенье и четверг.
Итак, единственная проблема для депутата кнессета – это то, что у него нет «квиюта», то есть «постоянства» его рабочего места. В Израиле, в средней каждые два года и 8 месяцев депутат оказывается перед возможностью вылететь из парламента. В последнем кнессете, например, почти треть депутатов отправились по домам, то есть не были вновь избраны. Часть из них так и не смогли вернуться в прежнюю профессию из-за ярко окрашенной политической активности в прошлом, другие использовали роль бывшего депутата кнессета, как трамплин к следующим карьерным победам.