Как сообщили «Известиям» в дипломатических кругах, в ОБСЕ началось обсуждение необходимости проведения аналога хельсинкской конференции 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая остановила холодную войну и восстановила отношения СССР, США и стран Европы. Как пояснили российские дипломаты, проект документа уже существует, а его идея может быть оглашена в первых числах декабря на совещании министров иностранных дел стран — членов ОБСЕ в Базеле. Эксперты считают, что многое будет зависеть от США, влиянию которых подвержены политики многих европейских стран, однако иного выхода из ситуации они также не видят.
— В ОБСЕ председательство меняется раз в год, в этом году председательствует Швейцария, в следующем будет председательствовать Сербия. 4–5 декабря пройдет Совет министров иностранных дел в Базеле, там эта идея (подписание нового соглашения о безопасности и сотрудничестве в Европе. — «Известия») может приобрести конкретные очертания. Она сейчас проговаривается в рамках ОБСЕ, — сказал «Известиям» постоянный представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов.
Он сообщил, что проект концепции такого соглашения уже существует — «Хельсинки плюс 40», намекнув, что он может быть принят под председательством в ОБСЕ дружественной России страны.
Проект декларации «Хельсинки плюс 40» был подписан в декабре 2013 года в Киеве министрами иностранных дел стран — членов ОБСЕ, в том числе и РФ. Его цель — повысить эффективность международной площадки и доверие к ней со стороны всех стран-участниц. Как заявил тогда министр иностранных дел России Сергей Лавров, документ заложил основу для работы по подготовке юбилейной декларации к 2015 году, когда будет отмечаться 40-летие ОБСЕ и Хельсинкских соглашений.
Однако за это время на Украине был совершен государственный переворот, началась гражданская война на юго-востоке страны, что привело к резкому ухудшению отношений России со странами Евросоюза и США и создало угрозу новой холодной войны.
Источники в МИД РФ подтвердили «Известиям», что проект нового формата соглашения со странами Европейского союза и возможность его обсуждения в ближайшей перспективе действительно существуют.
— Новая редакция «Хельсинки плюс 40», как сейчас называется этот проект, действительно обсуждается на разного рода уровнях власти. Ее актуальность обусловлена многими факторами, в том числе и тем, что действующая повестка международных проблем, по версии ООН, до конца не выполнятся. Мы наблюдаем, что на пути решения серьезных проблем (борьба с терроризмом, распространение ядерного оружия) начинают появляться субъективные факторы в виде таких явлений, как русофобия и иные фобии, — пояснил «Известиям» чрезвычайный и полномочный посол, депутат Госдумы Василий Лихачев.
По его словам, не случайно Европейский союз начинает зондировать почву российской дипломатии на предмет выхода на некую совместную редакцию европейской безопасности. Как отмечает дипломат, это стремление похвально, однако очень важно, чтобы страны, участвующие в этом формате, действовали как самостоятельные государства на принципах равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела.
Однако российские парламентарии относятся к перспективам проекта пока скептически.
— Объективная потребность подтвердить те правила поведения, которые были выработаны во время «Хельсинки-75», и, может быть, развить их с учетом кризисов, которые были в Европе, — югославского, украинского — существует. Однако в обозримой перспективе я пока не вижу возможности для организации такой конференции, потому что сейчас по отношению к России отыгрываются в основном санкционные сценарии, — заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
По его словам, подписать подобное соглашение сегодня помешают США, которые блокируют любые пути Европы к совместным действиям с Россией.
— То, что они не стали принимать участия в контактной межпарламентской группе ОБСЕ по Украине, — это показатель. Поэтому мне кажется, что Америка сейчас сорвет такую инициативу, — считает Алексей Пушков.
— Предложения пересмотреть Хельсинкские соглашения поступали от России еще в 2008 и 2009 годах. Мы говорили о необходимости «Хельсинки-2», так как тогда мы видели, что во время конфликтов на Кавказе и в Югославии Хельсинкские соглашения не работали, — вспоминает заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов.
По его словам, сейчас сложно сказать, насколько сторонники позиции внешней политики России будут влиятельны в своих странах, но если мир меняется, как сказал наш президент, нам придется сказать друг другу о наших отношениях более открыто и ясно.
— 70 лет назад прошла Ялтинская конференция, которая выстроила действующую политическую архитектуру, кстати, тогда возникла идея ООН. Но сегодня попытки то построить однополярный мир, то провести «цветные революции», внедрить кому-то демократию, расшатывают систему, сложившуюся после 1945 года. Сейчас либо мы должны о чем-то другом договориться, либо переподтвердить какие-то вещи с учетом реальностей XXI века. Всё равно это придется делать, — считает Андрей Климов.
— В настоящее время международные отношения Запада и России достигли чрезвычайного напряжения. Это очень напоминает первую половину 1970-х годов, когда впервые была высказана идея перестройки международных отношений, которые основывались на базовых принципах мирного сосуществования. С тех пор прошло 40 лет и многое изменилось, — отметил член комитета по международным делам Совета Федерации Игорь Морозов.
По его словам, сегодня, когда ситуация повторяется, диалог между странами необходим, чтобы не перейти к масштабной холодной войне.
— Нам нужно сесть за стол переговоров и разработать новые базовые принципы международных отношений, которые устроили бы все стороны. В первую очередь необходимы укрепление центральной роли ООН, многополярное устройство мира и перестройка международных финансовых институтов, которые позволяли бы участвовать в управлении мировыми финансовыми процессами развивающимся экономикам, — считает сенатор.
Известия