В Верховном суде России начался процесс по иску бывшего столичного инспектора ДПС Максима Лужных, уволенного после отпуска в Болгарии и Доминикане. Он оспаривает приказ МВД, который обязывает сотрудников полиции информировать начальство о месте отдыха и фактически получать разрешение на выезд за рубеж.
Приказ № 705 «Об отдельных вопросах выездов сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории РФ» был издан 12 сентября 2013 года еще бывшим главой МВД Владимиром Колокольцевым. Он является документом для служебного пользования, а потому в открытом доступе его не найти.
Однако, по словам представителя истца Владимира Воронцова, его доверитель просит признать недействующим подпункт 1.1 пункта 1 приказа, который звучит так: «Решение о возможности выезда за границу по частным делам принимается на основании мотивированного рапорта сотрудника».
Стоит отметить, что рапорт об отпуске Максим Лужных написал. Вот только то, что улетит за границу, он не указал, сообщив ложные сведения о том, что будет отдыхать в России. Максим Лужных отслужил в полиции чуть больше шести лет. Начинал в декабре 2009-го простым инспектором, а в марте стал командиром взвода ДПС УВД Южного округа столицы в звании капитана. Его карьера закончилась в марте 2017 года, когда служебная проверка показала: в 2016 году сотрудник полиции побывал в Болгарии и Доминикане. Максима уволили. Инспектор оспорил приказ об увольнении, но потерпел фиаско: 7 декабря 2017 года Нагатинский суд столицы признал решение законным. Позже его подтвердил Мосгорсуд.
Тогда Лужных оспорил документ, который лег в основу увольнения. «Приказ МВД не содержит прямого запрета на выезд сотрудникам полиции за границу, но ставит такую возможность в зависимость от волеизъявления работодателя, — отмечает Владимир Воронцов, который не только представляет в суде интересы заявителя, но и является администратором сообщества «Омбудсмен полиции» «ВКонтакте». — То есть сотрудник полиции должен бегать за своим начальником и уговаривать его, что-то объяснять, а тот почему-то должен решать, может человек поехать за границу или нет». По его мнению, приказ МВД нарушает права его доверителя на свободный выезд за пределы РФ, который гарантирует статья 27 Конституции России. «Ограничения можно установить, но только федеральным законом, но не ведомственным актом, которым является приказ МВД», — полагает представитель истца.
С ним согласен и второй представитель Лужных, адвокат Рамиль Ахметгалиев. «В чем необходимость у сотрудника полиции, не имеющего доступа к гостайне, спрашивать разрешение у своего начальника? Для чего?» — недоумевает он. В ходе заседания 23 апреля представители истца передали уточненный иск, указав, что Лужных оспаривает приказ в части требований к тем сотрудникам МВД, которые не имеют доступа к гостайне. Лужных как раз в их числе.
Впрочем, по мнению председателя координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаила Пашкина, причина увольнения полицейского кроется, скорее всего, не в его поездках за границу. Возможно, это был лишь повод. По словам Пашкина, отдыхать за рубеж сейчас ездят почти все стражи порядка. Многие, как и Лужных, хитрят, когда пишут рапорты.