Как стало известно “Ъ”, признал вину и раскаялся первый фигурант расследования фальсификации уголовных дел руководством отдела Следственного комитета РФ по подмосковному Ногинску.
Бывший следователь по особо важным делам отдела СКР Николай Царев объяснил свое участие в злоупотреблениях страхом перед экс-начальником отдела Дмитрием Лисаниным, угрожавшим, по словам фигуранта, в случае отказа лишить его служебной квартиры и возбудить против него самого уголовное дело.
Допрос бывшего следователя Николая Царева, одного из трех фигурантов расследования дела о фальсификации дел в ногинском отделе СКР, проводился в здании Главного следственного управления ведомства в Техническом переулке. В него, по данным “Ъ”, были переданы материалы этого дела из ГСУ СКР по Московской области.
Допрос и очная ставка господина Царева, обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями, продолжались несколько часов. Как отмечают источники “Ъ”, фигурант подробно ответил на все заданные ему вопросы, признав вину и заявив своим бывшим коллегам, что раскаивается в содеянном. Свое участие в махинациях с уголовными делами бывший следователь объяснил страхом перед другим фигурантом — на тот момент и. о. начальника ногинского отдела СКР — Дмитрием Лисаниным.
В случае отказа участвовать в фальсификациях, пояснил на допросе господин Царев, его начальник обещал «подставить» подчиненного и возбудить против него самого уголовное дело, а заодно отнять служебную квартиру, предоставленную незадолго до этого городской администрацией Ногинска.
Господин Царев также утверждал, что гораздо больше своего начальника он опасался «наказания за нарушения закона», поэтому «фактически не проводил следственные действия», на которых настаивал его руководитель, ссылаясь на загруженность другими уголовными делами.
А в мае 2017 года, воспользовавшись первой возможностью, Николай Царев и вовсе перевелся из ногинского отдела СКР на должность помощника прокурора Ногинска. В ГСУ СКР Московской области отметили, что все фигуранты расследования были уволены из ведомства.
Как уже сообщал “Ъ”, в 2017 году подмосковное управление СКР начало расследование в отношении руководства своего ногинского отдела по фактам фальсификации уголовных дел.
В ходе него выяснилось, что бывший и. о. начальника отдела Дмитрий Лисанин и старшие следователи Олег Валуев и Николай Царев скрыли от учета два дела, возбужденные по заявлению представителей «дочки» концерна Dunlop — ООО «Данлоп Тайр СНГ». Первое следователь Валуев возбудил 15 июня 2016 года по факту хищения шин, поставленных заявителем компании «Юнипол» на сумму 286,9 млн рублей.
Эти действия были квалифицированы как особо крупное мошенничество (ч. 4. ст. 159 УК). Во втором деле, возбужденном тем же следователем 5 октября 2016 года, речь уже шла о неуплате налогов еще одним контрагентом «Данлопа» — ООО СК-3 на сумму 27,6 млн рублей: действия сотрудников фирмы следователь квалифицировал по ч. 2 ст. 199 УК.
При этом следователь СКР, поставив в известность своего начальника Дмитрия Лисанина, не оформил постановлений о возбуждении дел, присвоил их материалам номера других расследований, что позволило не регистрировать их в книге учета и канцелярии отдела, а также не отправлять данные о них в информцентр ГУ МВД по Мособласти и местную прокуратуру.
Несмотря на это, по делам проводились различные следственные действия, включая обыски, допросы свидетелей, была назначена налоговая экспертиза и т. д.
После перехода господина Валуева в отдел СКР по городу Королев расследованием занялся его коллега Николай Царев. Однако весной 2017 года представитель «Данлопа», обратившийся с ходатайством в канцелярию ногинского отдела СКР, узнал, что в книге учета под номерами дел, возбужденных по заявлениям его доверителя, значатся иные дела.
В городской прокуратуре, куда обратился адвокат, проверив собственные данные учета, обнаружили, что у них вообще нет никакой информации по ведущимся в СКР расследованиям, и направили материалы в Генпрокуратуру и ГСУ СКР Подмосковья, которое и начало проверку.
В итоге действия следователей были квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Как считают в ГСУ СКР, организовав манипуляции с уголовными делами, ногинские следователи рассчитывали заработать на потерпевшей стороне — «Данлоп Тайр СНГ».
Постановления о возбуждении скрытых уголовных дел были отменены.
Владислав Трифонов