В Удмуртии ситуация вокруг полиции всё больше напоминает анекдот.
Уже больше полугода во внутриэлитных кругах весело множатся слухи о том, что под пресс попал сам главный полицейский – генерал-майор Александр Первухин!
Злые языки доносят, что уже довольно долго министр внутренних дел Удмуртии ходит под предупреждением о несоответствии службе, которое будто бы выписало ему высшее начальство в Москве.
Сплетники приписывают министру внутренних дел Удмуртии претензии, связанные с коррупцией, причем не с той, которую он не смог победить, а в которой якобы участвовал сам.
В своих разговорах возмутители спокойствия то и дело называют того, о ком рассказывают, Коммерсантом. Такое прозвище будто бы прочно зацепилось за ним еще со времен маски-шоу в «Комосе» (крупнейшем агро-промышленном комплексе УР).
Тогда министр будто бы сделал руководителю предприятия предложение, от которого нельзя было отказаться, но после того, как тот отверг его, и начались маски-шоу.
Последнее предупреждение.
О переполохе в удмуртской полиции говорят с начала года. Московские проверки приезжают одна за другой.
Первый же приезд комиссии обернулся серьезными неприятностями для местного милицейского руководства. Проверяющие были ошеломлены масштабами выявленных в Удмуртии нарушений, рассказывают источники, близкие к правоохранительным структурам.
Совсем скоро на закрытом совещании в Москве министру Первухину якобы выписали предупреждение о неполном служебном соответствии и даже хотели уволить. Полгода «на исправление» удалось выторговывать только благодаря авторитетным заступникам.
Остается только добавить, что дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии - санкция довольно суровая. Согласно закону о полиции, это предпоследний шаг на пути к увольнению со службы, хуже этого - только понижение в должности.
Согласно трактовкам закона, такая мера может применяться к военнослужащим, когда речь идет о несоблюдении требований законодательства либо пробелах в дисциплине.
Дурацкий вопрос возникает, получается. А могут ли жители Удмуртии вообще спать спокойно, когда главные охранители правопорядка в республике сами вынуждены решать свои проблемы с законом?
Серьезные намерения.
После вынесения министру предупреждения «разборы полётов» активно продолжились. Сильно впечатленные ревизоры якобы приезжали «дособирать» материалы в Удмуртию чуть ли не каждую неделю и каждый раз находили что-нибудь жирное.
Проверяющие сразу с двух ведомств перетряхивали во всех подразделениях полиции даже самые запылившиеся полки с томами. С самого начала они дали четко понять, что намерения у них более чем серьезные, рассказывают осведомители.
Даже в выходные не соблазнялись московские коллеги на предложения о совместном коньячке и рыбалках и для верности приставили к себе охрану из автоматчиков, чтоб уберечь себя от «случайных» тэт-а-тет. Большую роль в «холодных» визитах отводят контролирующему проверки столичному генералу, который якобы лично невзлюбил нашего министра и надеется насобирать на него по полной. Самое интересное, что у него это, похоже, с лихвой получается, и чужие планы на карьеру нашего Александра Сергеевича совсем скоро, видимо, начнут сбываться.
Информации нет.
Сколько в этих россказнях правды? За что конкретно так обозлились на без пяти минут на пенсии удмуртского генерала? В самом МВД Удмуртской Республики по этому поводу отмалчиваются.
- У нас такой информации нет, - шаблонно отвечает руководитель пресс-службы, заместитель министра Николай Коротояцкий. И отправляет задавать эти вопросы в Москву. Как будто бы «новость» о возможном скором увольнении шефа, с кем шесть лет плечом к плечу, как говорится, совсем не трогает его сердце.
- В любом случае это вы только в МВД России можете уточнить эту информацию. У нас информации нет такой. У нас ее и не может быть. Потому что есть номенклатура сотрудников, которая МВД России подчиняются, и там все их личные дела, - продолжает начальник пресс-службы.
В такое равнодушие, конечно, не верится.
Но ничто не терпит пустоты, а уж фабрикуемый информационный вакуум подавно. Сокрытие важной информации всегда приводило только к одному: слухи множатся, и люди додумывают самое невероятное.
Хромое следствие замминистра Айтуганова и смежные и истории.
Опрошенные нами конфиденты склоняются к тому, что к неприятной развязке с министром привел расклад, как говорят сами люди в погонах, по совокупности. Грубейшие нарушения выявлены якобы по линии Следственного управления, за которое последние несколько лет в Удмуртии отвечал замминистра Игорь Айтуганов, который, как говорят, готовится к пенсии.
Судачат и о многомиллионных дорожных контрактах, проходивших через фирму, в директорах которой сидит якобы кум генерала. И о много чем еще.
По своему мог повлиять на московскую комиссию и малоприятный случай с другим высокопоставленным подчиненным Первухина – начальником тыла МВД по Удмуртии Вячеславом Гербом.
Еще зимой в околомилицейских кругах ходили упорные слухи то ли о задержании Герба, то ли о его принудительном приводе на допрос по некому уголовному делу, о фабуле которого в Удмуртии никто ничего не рассказывает.
Начальник тыла МВД УР Герб и другие полицейские ходят по допросам?
В приемной начальника тыла Вячеслава Герба, естественно, тоже никто ничего не знает.
- Он в отпуске. Да что вы такое говорите?! Ерунда какая-то! Не знаю, я не в курсе совершенно, что за ерунда! Работает человек, как работал, я не знаю. Никакой информации не могу вам сказать, - остро отреагировала секретарь Герба на вопрос об обсуждаемом общественностью домашнем аресте начальника и всё отрицала.
Зато нисколько не удивил и не вызвал непонимания вопрос журналиста об уголовном деле с участием Герба у следователя Ш. из Нижнего Новгорода.
Больше удивляются подчиненные Герба, которые в один период мучительно долго не могли получить подписи своего начальника под своими какими-то совершенно рядовыми заявлениями, с которыми раньше решалось на раз-два.
Дошло до Приволжского округа.
«Уголовное дело, по которому Герб, возможно, проходит свидетелем действительно есть и оно расследуется, - рассказывает источник, находящийся в постоянном рабочем контакте с людьми из правоохранительных ведомств. - В республике информацию не скрывают, ей просто никто не владеет и не может владеть по простой причине.
Из-за недоверия центрального аппарата, из-за высокого статуса фигурирующих в нем людей и их предполагаемых горизонтальных связей материалы из Удмуртии изъяты и переданы для расследования в Приволжский федеральный округ, а надзор ведет Генеральная прокуратура».
Следствие, по словам собеседника, ведут сотрудники отдела Главного следственного управления Следственного комитета России в ПФО в Нижнем Новгороде. Кроме начальника тыла показания взяты якобы еще с нескольких сотрудников МВД Удмуртии, которые проходят у тех же следователей и по другому уголовному делу (о крышевании игорного бизнеса).
По предположению источника, речь тут, скорее всего, не о взятке, а о должностном преступлении – о превышении либо злоупотреблении должностными полномочиями. Вменять предполагаемым виновникам могут отмывание денег при растратническом распоряжении имуществом и материальными ресурсами министерства.
Зародившиеся слухи о якобы избранном Гербу домашнем аресте почвы под собой не имеют, считает собеседник. Это «привилегия» лиц со статусом обвиняемого или подозреваемого, коим Герб не является. И являться вряд ли будет. Расследование этого дела вообще идет не просто, рассказывают источники. Суда, видимо, еще не начиналось, материалами осталась недовольна прокуратура, вернувшая их на дорасследование.
Знал ли министр Первухин о темных делах, по которым позже будут допрашивать Герба? Вопрос этот наверно так и останется риторическим.
Ненадежный тыл.
Назревающий скандал с Вячеславом Гербом уже, кстати, не первый повод всерьез покопаться в структуре удмуртского министерского тыла. Еще одним камнем на шее Александра Первухина висит и предыдущий начальник тыла МВД Удмуртии (замминистра МВД УР) - Сергей Наговицын.
Не так давно он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве при распродаже некогда милицейского имущества. Так вышло, что сразу после выхода полковника Наговицына на пенсию целый перечень объектов недвижимости МВД оказался в собственности его частной фирмы. Вопросы к бывшему начальнику тыла об этом имуществе задают до сих пор.
Кроме этого совсем недавно засветился Наговицын в еще одной нехорошей истории. Его имя упоминали в связке со спецоперацией ОМОН по штурму «боярышникового» склада. По чистому совпадению сомнительный бизнес этот расположился в помещениях, которые «повязанным» сдавал якобы сам полковник. Сам он, конечно же, даже догадываться не мог о злых помыслах своих арендаторов.
Как отреагировал Александр Первухин на сгустившиеся тучи над честным именем экс-замминистра МВД УР Наговицына, своего коллеги-ветерана?
Информации нет. Известно только, что после будто бы проведенных двух суток в КПЗ Индустриального РОВД Ижевска у Сергея Алексеевича всё в порядке.
Не мог никак не задеть министра внутренних дел и арест главы Удмуртии Александра Соловьева.
Как можно было несколько лет подряд не замечать, что первое лицо республики со всей своей семьей, организованной группой, в чем убеждает нас следствие, методично наживались на дорожных потоках? К такой слепоте удмуртских правоохранителей у многих по-прежнему остаются вопросы. Не только к МВД, конечно, но и к МВД, в том числе.
Алексей Терещенко