Поправки были подготовлены во исполнение постановления Конституционного суда, который обратил внимание на то, что нарушение сроков исполнения требований прокуратуры предполагает наступление административной ответственности, однако конкретные предельные сроки законом не установлены.
Законопроект был внесен правительством в Государственную Думу в августе 2015 года и принят нижней палатой в феврале этого года (Совет Федерации одобрил документ на заседании 1 марта).
Срок проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала
Новая редакция устанавливает, что все необходимые материалы и документы должны представляться в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух дней. Этот срок уменьшается до одних суток при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.
Законопроект также предполагает, что прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету, а также материалы, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо размещены на официальном сайте организации. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала.
В документе говорится и об исключительных случаях, при которых по решению Генпрокурора или его замов проверка может быть продлена еще на 30 календарных дней. При этом прокурорам запрещается не возвращать изъятые оригиналы документов.
До принятия этих поправок прокуроры могли требовать у организаций предоставить практически любые документы "завтра к 10 утра". Кроме того, прокуратура не была обязана отчитываться о результатах проверки. Теперь же, по замыслу законодателей, с которыми согласился президент, проверки должны не только уменьшиться в количестве, но и стать менее произвольными и более предсказуемыми.