Владимир Высоцкий: либеральные мифы и советская действительность

Когда я отпою и отыграю,

Где кончу я, на чем – не угадать?

Но лишь одно наверное я знаю

Мне будет не хотеться умирать!

25 января исполнилось бы 79 лет Владимиру Высоцкому, но не исполнилось.

Владимир Высоцкий: либеральные мифы и советская действительность

25 июля 1980 года он трагически ушел из нашей тогда еще советской жизни. Дату его появления на свет я не знал, как не знали ее и большинство советских людей, с удовольствием слушавших его песни в его исполнении. Собственно, и узнал дату его рождения широкий круг его поклонников только тогда, когда он умер.

Я хорошо помню день его смерти. В июне я вернулся с полигона Капустин Яр, где участвовал в учебно-боевом пуске ракеты Р-12 одной из стартовых батарей нашей дивизии, и был направлен на медицинское обследование в Главный военный госпиталь РВСН в Одинцово. 25 июля 1980 года мы, несколько пациентов 34 кардиологического отделения госпиталя, сидели в холле отделения и смотрели телевизор. В Москве проходили Олимпийские игры и, естественно, что мы «болели» за своих.

Сейчас уже не помню, то ли по телевизору, то ли кто-то из больных сообщил, что умер артист театра на Таганке Владимир Высоцкий. Это сообщение, конечно же, вызвало у присутствующих чувство искреннего сожаления. Высоцкого знали по его песням и по ролям в фильмах, но главным образом по роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Правда, оказывается, знали не все. Один из присутствующих спросил: а кто это такой? Ему начали объяснять, что Высоцкий известный артист, а еще более известный певец, автор-исполнитель, бард.

А я подумал тогда, где же ты, подполковник, обретался, в какой глухомани? Хотя глухомани, где располагались Ракетные войска, хватало, но не до такой же степени! И ничего антисоветского в его песнях я ни тогда, ни сейчас не слышу, несмотря на все его сомнительное окружение, которое пытается приватизировать, присвоить себе популярного артиста, поэта и певца, подгоняя его под свой мелкий антисоветский аршин.

К сожалению, либеральные мифы, которыми опутывают Высоцкого либеральные пачкуны в течение многих лет после смерти артиста, повторяются и вполне разумными людьми - бывшими младшими научными сотрудниками бывших советских НИИ, перед которыми и выступал Владимир Высоцкий.

«… в то время заполучить и оплатить выступление Высоцкого официально, было невозможно, не мил он был власти. …Необходимо сказать, что в то время выступления Высоцкого проходили только неофициально (подпольно, как мы говорили)».

Автор в силу молодости или по причине пребывания на краю света без средств связи в течение как раз того времени, когда жил и творил Владимир Высоцкий, очевидно, не знает, что Владимир Высоцкий в Советском Союзе был одним из самых широко гастролировавших артистов и не только вместе с Театром на Таганке, но и в качестве исполнителя своих песен, причем, одним из наиболее высокооплачиваемых артистов.

Да, Высоцкий не выступал на сценах известных концертных залов, не выступал на сцене Большого театра или на сцене Кремлевского дворца съездов, или на сцене Зала Чайковского.

Его сценами были сцены Дворцов культуры заводов и клубов различных НИИ. Начиная со своего первого публичного концерта в 1964 году и до последнего в подмосковном Калининграде 16 июля 1980 года, он дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

За 21 год, с 1959 по 1980, Владимир Высоцкий снялся в 30 фильмах. Всего было выпущено 45 фильмов, в которых играл сам Высоцкий или исполнял свои песни, или они исполнялись другими.

Из них 29, в которых Высоцкий сам исполнял или его песни исполнялись другими: 13 фильмов, где Высоцкий сам исполнял свои песни, 14 фильмов, где песни Высоцкого исполнялись другими артистами, 2 фильма, где исполняются песни, текст которых написан Высоцким, а музыка другими композиторами, 3 фильма, где Высоцкий исполняет песни, текст, которых написан им, а музыка другими композиторами.

Дискография Владимира Высоцкого: 42 альбома, в том числе

-концерт в «Энергопроекте» (1968 г.) - 25 песен,

-концерт в ДК «ВАМИ» (1974 г.) - 18,

-концерт в ДК «Коммуна» (1980 г.) - 28,

-концерт в ДК «МИР» (1964 г.) - 25,

-концерт в ДК «ФАРХАД» г.Новои (1979 г.) - 21,

-концерт в ДСК-3 (1971 г.) - 23,

-концерт в кафе «Молекула» (1965 г.) - 22,

-концерт в клубе МВД (1970 г.) - 26,

-концерт в Москве (1965 г.) - 33,

-концерт в НИИ хирургии (1976 г.) - 19,

-концерт в НИКИМП (1979 г.) - 22,

-концерт в Северодвинске (1978 г.) - 22,

-концерт в Театре кукол (1973 г.) - 21.

-концерт в Казани (1977 г.) - 24.

Авторские пластинки Высоцкого (миньоны):

1968 год. Песни из кинофильма «Вертикаль» (Мелодия. Всесоюзная студия грамзаписи).

1972 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Всесоюзная фирма граммпластинок, Ленинградский завод, Апрелевский завод).

1974 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Ленинградский завод, Апрелевский завод, Таллинская студия грамзаписи).

1974 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Апрелевский завод, Рижский завод граммпластинок, Ташкентский завод, Тбилисская студия грамзаписи).

1975 год. Высоцкий В. Песни (Мелодия. Всесоюзная студия грамзаписи, Тбилисская студия грамзаписи).

1975 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Ленинградский завод, Ташкентский завод, Апрелевский завод).

1981 год. Высоцкий В. Песни (Ленинградский завод, Апрелевский завод, Тбилисская студия, Рижский завод, Ташкентский завод).

1981 год. Высоцкий В. Песни (второй тираж) .

Авторские пластинки В. Высоцкого (гиганты):

1978 год. Высоцкий В. Баллады и песни (Мелодия - Балкантон, Московский опытный завод «Грамзаписи»).


1980 год. Высоцкий В. Песни (Апрелевский завод, Рижский завод,Московский опытный завод грамзаписи, Всесоюзная студия грамзаписи).

1987 год. Высоцкий В. Сыновья уходят в бой (первая пластинка).

1987 год. Высоцкий В. Сыновья уходят в бой (вторая пластинка) (Апрелевский завод, Московский опытный завод грамзаписи, Ленинградский завод, Всесоюзная студия грамзаписи).

1987 год. Высоцкий В. Влади М. Песни (Рижский завод, ленинградский завод, Апрелевский завод).

1987-1990 гг. На концертах Владимира Высоцкого. Серия пластинок - 21. (Ленинградский завод. Рижский завод, Апрелевский завод).

1990 год. Высоцкий В. Охота на волков.

Сборные грампластинки, включающие в себя одну или несколько песен В.Высоцкого в исполнении автора:

1975, 1976 - три, 1979 - две, 1980, 1981, 1983, 1987 гг.

Грампластинки, включающие в себя одну или несколько песен В. Высоцкого в исполнении других певцов или актеров:

1966, 1968, 1975, 1982 -две, 1983, 1987 гг.

Гибкие пластинки из музыкальных журналов:

1965 (Кругозор №6), 1968 (Кругозор №5), 1976 (Кругозор №4), 1986 (Клуб и художественная самодеятельность №18), 1987 (Клуб и художественная самодеятельность №14).

Грампластинки, выпущенные во Франции (при жизни):

1977 год. Vladimir Vissotski - 15 песен(фирма Le chant du monde).

1977 год. Vladimir Vissotski - 11 песен (фирма RSA Victor).

1977 год. Vladimir Vissotski - 11 песен (фирма Polidor).

Грампластинки, выпущенные в США:

1972 год - 15 песен.

1979 год. Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого (5 пластинок - 27 песен).

Грампластинки Высоцкого выпускались в Финляндии - 1979 г., в Германии - 1980 г., в Болгарии - 1979 г., в Японии - 1976 г., в Израиле - 1975 г.

Владимир Высоцкий записал около 10 радиоспектаклей и было выпущено два дискоспектакля с участием Высоцкого:

1974 год. Козачинский «Зеленый фургон» (Высоцкий - Красавчик).

1976 год. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес.Слова и мелодии песен Высоцкого. 23 песни - 7 песен исполняет автор, 16 - артисты и певцы.

Высоцким написаны песни для спектаклей Театра на Таганке: «10 дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые» (1965 г.). «Турандот, или конгресс обелителей» (1978 г.). Для театра «Современник» - «Свой остров»(1971 г.).

В 1975 году впервые опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике «День поэзии 1975», М.1975.

15 июня 1975 года он впервые появляется на советском ТВ (55 минутная передача «Парень с Таганки» на эстонском ТВ). В 1978 году записывается на ТВ ЧИАССР. 22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама».

В 1981 году в издательстве «Современник» издаются в количестве 55 тыс. экз. сборник стихов: Владимир Высоцкий. Нерв. Стихи. (130 стихотворений).

Не будем забывать о том, что Высоцкий не был ни членом Союза писателей, ни членом Союза композиторов, что создавало ему определенные трудности в его публичной творческой деятельности, потому что творческие союзы стояли на страже защиты корпоративных интересов своих членов, что, однако, нисколько не помешало огромной популярности Высоцкого в СССР. Так, что слухи о гонениях на Высоцкого сильно преувеличены.

24 июля 2015 года на канале РТР в передаче «Прямой эфир» договорились до того, что Владимир Высоцкий не просто умер, а был убит своими друзьями, которые, возможно, выполняли заказ соответствующих инстанций. Чушь, конечно, но вброс в общественное сознание сделан. Не надо лепить из Высоцкого жертву советской власти.

Количество фильмов, в которых он снялся, количество песен для фильмов, которые он написал по заказу или использовал ранее написанные песни, количество пластинок с его песнями, количество концертов говорят сами за себя. Если бы концерты и встречи, которые он проводил и получал за это большие деньги были подпольными, то он бы сидел в тюрьме за незаконную предпринимательскую деятельность и укрытие незаконных доходов от государства, как сидели в тюрьмах некоторые концертные администраторы некоторых популярных артистов.

Это, во-первых, а во-вторых, я что-то не припомню концертов в центральных залах Москвы исполнителей авторской песни, к которым тоже принадлежал Высоцкий и который не был ни сотрудником Москонцерта, ни сотрудником Госконцерта, ни сотрудником московской филармонии, ни членом союза композиторов, ни членом союза писателей. И с какой стати он был не мил советской власти, если в его песнях не было ничего антисоветского, а вот его личное поведение - алкоголь и наркотики, думаю, некоторым представителям власти не очень нравилось, как не нравилось и руководителю театра Любимову.

Да и заграничные поездки Высоцкого и с театром и без него с выступлениями там и выпуском пластинок как-то не очень стыкуются с либеральными мифами о несчастном притесняемом артисте. Вся эта антисоветская мифология о притеснениях очень похожа на такую же мифологию вокруг художника Глазунова.

Владимир Бондаренко в 2009 году («50 поэтов ХХ века», «Завтра» №31) представил свой список лучших русских поэтов 20 века, продемонстрировав свой выбор. Это его право и дело его вкуса.

Но мне трудно представить, чтобы профессиональный литературный критик мог включить в список лучших русских поэтов ХХ века таких пустозвонов и поэтических пустышек как Вознесенский и Евтушенко да и Белла Ахмадулина при всем ее поэтическом даровании, вряд ли, заслуживает такой чести.

При всем уважении к Высоцкому, даже искренней симпатии к нему и к его, действительно, замечательным песням, которые до сих пор я, с удовольствием слушаю, было бы все-таки большим преувеличением считать его одним из лучших русских ПОЭТОВ 20 века. Может быть со временем он бы им и стал, но судьба распорядилась иначе...

В нашей памяти он остался не ПОЭТОМ, а АРТИСТОМ и ПЕВЦОМ.

Сергей Ермолин
Вернуться назад