На минувшей неделе Тверской суд Москвы вновь продлил арест Павла Масловского, одного из крупнейших золотодобытчиков России, до 23 августа. Экс-гендиректор холдинга Petropavlovsk обвиняется в хищении более 95 млн рублей АО «Покровский рудник» и находится под арестом без малого полгода.
По данным следствия, господин Масловский акцептовал сделку купли-продажи здания в Благовещенске за 218 миллионов рублей по завышенной стоимости. Этим он вызвал консолидированное недовольство акционеров и кредиторов предприятия. Теперь Масловскому грозит до 10 лет лишения свободы, если дело о хищении не пополнится новыми эпизодами, связанными с историей вывода активов и банкротства «Токур-золото», Азиатско-Тихоокеанского банка и дочернего «М2М прайвет банк».
Сотрудники ФСБ нанесли визит Павлу Масловскому в декабре 2020 года. Ночь после допроса бывший сенатор провел в следственном изоляторе, а свой 64-й день рождения встретил в суде. Сама возможная схема вывода средств через покупку недвижимости была вскрыта в результате проведения Forensic investigation (судебного расследования – «Профиль»). Напомним, решение об увольнении г-на Масловского с поста гендиректора Petropavlovsk совпало с решением Совета директоров о судебном расследовании всех сделок предприятия за последние 3 года (для аудита привлекли компанию KPMG).
Как сообщает РБК, с просьбой расследовать сделку по АО “Покровский рудник” в ФСБ обратился глава “Газпромбанка” Андрей Акимов. В обращении сказано, что “Газпромбанк” предоставляет кредитование и финансовое обслуживание Petropavlovsk, который выступает гарантом по кредиту на сумму около $200 млн компании IRC (31,1% этой компании у Petropavlovsk)”. Банк, как сообщает РБК, “попросил проверить обоснованность цены, по которой компания купила офисное здание у сына своего акционера”. Таким образом, “Газпромбанк” попытался защитить свои интересы и интересы акционеров Petropavlovsk. Аресту Масловского предшествовало и обращение члена совета директоров компании Максима Харина к руководителю управления «К» ФСБ Ивану Ткачеву. В заявление Харина говорилось о возможном ущербе от сделки для государства (Амурская область – один из акционеров «Покровского рудника»).
В разное время акционеры предъявляли гендиректору компании Petropavlovsk Павлу Масловскому претензии в неэффективности управления компанией, в выводе средств через офшоры, в раздутых административных и операционных расходах, в высокой долговой нагрузке и занижении прибыли, в результате чего компания никогда не выплачивала акционерам дивиденды. В целом Совет директоров оценил прежнее управление компанией как неэффективное, сопровождавшееся выводом средств, в результате чего на лондонской бирже капитализация компании почти за 10 лет снизилась в 100 раз. Максимальная цена доходила до 560 фунтов в 2006 году, а в 2014 акции опустились уже до 5 фунтов и до прошлого года держались на этом уровне.
«Вероятность освобождения Масловского была изначально небольшой, – считает управляющий партнер адвокатского бюро “Леонтьев и Партнеры” Вячеслав Леонтьев. – Если предполагать, что будет еще что-то дополнительное, это безусловно утяжелит обвинение и усугубит положение обвиняемого. Но уголовное наказание для Масловского с большой вероятностью не превысит 10 лет колонии”.
В целом корпоративный конфликт вокруг золотодобытчика Petropavlovsk постепенно сошел на нет. Акционерам предприятия, видимо, удалось взять ситуацию под контроль. Потерянные в битве за контроль над предприятием полгода удалось отыграть. По итогам 2020 года Petropavlovsk увеличил EBITDA на 32% – до $350,7 млн, что превзошло ожидания аналитиков. Скорректированная чистая прибыль компании выросла почти втрое – до $76,1 млн. На позитивных новостях, таких как планируемый запуск флотационной фабрики на месторождении “Пионер”, приподнялись акции компании: в апреле рост составил 3,67% и превысил 28 руб. за акцию. Но пока они остаются одними из самых недооцененных на рынке.