Обыск по делу о хищении в рамках госконтракта следственная служба и оперативники Службы экономической безопасности ФСБ провели 15 августа. Как стало известно «Фонтанке», в Москве чекисты приехали в Леонтьевский переулок, 7, поднялись в департамент инвестиций и имущества и прошли в кабинет начальника, Максима Кононова.
У следователя имелось постановление на обыск по уголовному делу, возбужденному по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Начальник был еще на работе, исследованию документов и компьютеров не препятствовал, в движениях был слегка ограничен. В уборную, например, его без соглядатая не отпускали.
Дело возбуждено по контракту, заключенному в 2015-м в Омске. Предполагалось, что здание страхового товарищества «Саламандра» на Музейной улице реконструируют, и в него переедет областной Музей изобразительных искусств имени Врубеля. Победитель обязался закрыть контракт за полтора года. Деньги выделяло Министерство культуры РФ. Тогда Кононов возглавлял отдел капстроительства департамента управления имуществом и инвестполитики, преемником которого после реорганизации и стал департамент инвестиций и имущества.
Подряд получила компания из Петербурга «Стройинвесткомплект». Работы не были выполнены, договор расторгнут, музей до сих пор находится на улице Ленина, Омск в 2017 году объявил три новых конкурса на общую сумму 456 млн рублей.
«Стройинвесткомплект» закончил банкротством. Он входил в группу компаний «Единые решения» Владимира Артеева, чей брат Андрей Артеев в 2012-2013 годах возглавлял петербургский комитет по строительству.
По некоторым данным, фирма Владимира Артеева пришла в Омск не без помощи недавнего гиганта реставрации, компании «Балтстрой» Дмитрия Михальченко. Гендиректор «Балтстроя» Дмитрий Сергеев (сейчас его судят в Петербурге) был знаком с Максимом Кононовым. В 2014 году, например, они сидели за одним столом с премьером Дмитрием Медведевым в петербургском музее-усадьбе Державина на встрече ведущих российских реставраторов.
Еще одна компания Владимира Артеева, «Современные технологии строительства» (СТС), тоже подвизалась на омских подрядах. Ей, например, было поручено возвести поликлинику за полмиллиарда, но стройка закончилась расторжением контракта и включением СТС в реестр недобросовестных поставщиков.
Кононов – выходец из Петербурга, тоже занимался бизнесом. В основном, строительным. Его ближайшим партнером считался недавний директор цирка на Фонтанке Михаил Смородкин. Кононов имел отношение к ТРК «Южный полюс» на Пражской улице, построенный, в том числе, на средства Михаила и Сергея Боярских. Сейчас комплекс принадлежит Fort Group.
По итогам 2015 года Кононов стал богатейшим чиновником Минкульта, заработав 51 млн рублей. В 2016-м переместился на пятую строчку с доходом 7 млн. Недавно возглавил рабочую группу по реставрации полуразрушенного Выборга.
Обитателей начальственного кабинета инвестдепартамента Минкульта в Леонтьевском переулке ФСБ упорно вынимает из кресел. В марте 2017 года визита силовиков удостоился прежний глава – Артем Новиков, по совместительству сын бывшего замдиректора Эрмитажа Михаила Новикова, арестованного по делу о мошенническом хищении на реставрации Запасного дома музея. За Новикова-младшего вступился министр Мединский, но от увольнения не уберег. Красивым уход не получился, Артема привлекли за хранение наркотиков.
Его предшественником был Борис Мазо, и того тоже увезла ФСБ по делу реставраторов – крупнейшему на сегодняшний день расследованию махинаций с контрактами на восстановление исторических памятников. По нему будут судить и бывшего замминистра культуры Григория Пирумова. Именно от этого дела добровольно «отпочковался» гендиректор «Балтстроя» Сергеев. Процесс над ним пройдет без судебного следствия, за показания на подельников он уже 17 августа может рассчитывать на лояльный приговор.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»