По данным украинской Пенитенциарной службы, с более двадцатью учреждениями исполнения наказаний потеряна связь, есть свидетельства, что администрация части из них переприсягнула группировкам «ДНР», «ЛНР», признанных в Украине террористическими. Между тем, в Донецкой и Луганской областях сосредоточена почти четверть всех заключенных в Украине.
"Когда шестеро заключенных утекло, нам перестали давать хлеб", - это свидетельство осужденного на пожизненное заключение из колонии №52 в Енакиево, которое удалось получить Радио Свобода. Енакиево расположено в 60 километрах от Донецка, на подконтрольной сепаратистам территории. По словам мужчины, значительная доля администрации из колонии сбежала, разрушена вышка над медицинской частью, сильно поврежден барак, почти нет еды и вовсе - отдельных медикаментов. Примерно две недели назад в медчасти умер больной СПИДом заключенный, потому что не мог получать терапию, позднее состоялась побег шестерых «пожизненных», рассказывает он.
«Нас после этого перестали даже на прогулку выводить. Нашу долю уменьшили в пять раз: завтрак не дают, на обед дают пивчерпака воды и на ужин - пивчерпака так называемой каши, ну, тоже воды, - говорит осужденный - Во время бомбардировок администрация и так называемые «блатные» прятались в нашем подвале вместе, при этом никого из камер не эвакуировали, не выводили ».
Заключенные на Донбассе остаются фактически заложниками, это - десятки тысяч людей, замечает Андрей Диденко из Харьковской правозащитной группы.
«Неизвестно, что будет происходить завтра: откроют камеры и дадут им оружие, приказав стрелять в украинских граждан, будут использовать для выполнения каких грязных работ, будут другим способом давить на государство Украина, пользуясь этими заложниками», - отмечает правозащитник.
Во время конфликта на Донбассе в результате артиллерийских обстрелов погибли 9 осужденных, 17 ранены, говорит начальник отдела управления социально-психологической работы с осужденными Пенитенциарной службы Игорь Андрушко. По его данным, всего в Донецкой области расположены 20 учреждений исполнения наказаний, на Луганщине - 16 Из них - по 14 учреждений расположены на неподконтрольных государству территориях, с ними нет связи.
«Потеряно связь с 28 учреждениями по двум областям, это фактически - те учреждения, которые находятся на территории так называемых« ЛНР »и« ДНР »: не можем дозвониться туда, нет там связи, во-первых. А во-вторых, ряд сотрудников написала рапорты на увольнение, поэтому некоторые моменты службы там ослаблены, но не остановлены. В принципе, все учреждения в рамках тех условий, которые сегодня есть, функционируют », - замечает Андрушко.
Однако, по данным регионального представительства Сети людей, живущих с ВИЧ, администрация шести колоний Донецкой признала подчинения «службе исполнения наказаний» «ДНР», такие колонии есть и в Луганской области. Противотуберкулезных препаратов и препаратов антиретровирусной терапии там осталось где на месяц примерно, некоторых препаратов нет вообще, во многих колониях - нехватка медицинского персонала, в некоторых - проблемы с питьевой водой, отмечает активист организации Александр Гатиятуллин.
«Непосредственно имеем информацию о 33-й колонии Кировской, осужденных с ВИЧ - 27 человек, из них на антиретровирусной терапии (АРТ) - 18 запаса АРТ нет. 52-я Енакиевская: осужденных с ВИЧ-статусом - 19 на АРТ было 9 человек, лечение прервано. Огромная проблема - этапирования. Например, 27-а колония в Горловке. Сейчас там 52 человека с активной формой туберкулеза в здоровой колонии, и перевезти их в Ждановского колонии нет возможности », - рассказывает он.
Пенитенциарная служба, задействованные в АТО ведомства и правозащитные организации вместе с офисом омбудсмена намерены создать совместную неформальную рабочую группу, которая должна заниматься вопросом обеспечения колоний в зоне конфликта на Донбассе и разработки плана эвакуации осужденных и арестованных. По словам Игоря Андрушко, на сегодня эвакуировали только женскую исправительную колонию в Червонопартизанске Луганской области, потому что там полностью разрушены основные здания. Этапировать других заключенных сейчас опаснее, чем оставлять их в колониях, считают в пенитенциарной службе. При этом, как пояснил представитель ведомства, проблемой является не размещение заключенных вне зоны конфликта, а транспорт и конвой.