Произошла трагедия, ставшая одной из самых крупных морских катастроф в истории страны.
Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов" почти с тысячей туристов на борту столкнулся с сухогрузом "Петр Васёв". Пароход получил огромную пробоину и второй раз в своей жизни затонул всего за 8 минут (тот же "Титаник" тонул почти три часа).
Первый раз корабль (называвшийся Berlin и бывший госпиталем для немецких офицеров) подорвался на мине в 1945 году - но его смогли поднять и передали СССР в качестве репараций. В 1986 году пароход планировали списать - августовский рейс должен был стать последним перед тем, как судно отправится на металлолом.
Крушение корабля унесло жизни более 420 человек. Некоторые из них так и остались на дне — теперь это место старательно обходят все суда, входящие в гавань южного города. Выжившим пассажирам судна пришлось провести в воде более 4 часов, плыть среди тел погибших, а иногда и бороться за спасательные жилеты друг с другом.
Страшной оказалась судьба многих детей, которых родители уложили спать и заперли в каютах, а сами ушли на верхние палубы.
В темноте в залитые водой коридоры мало кто сумел выйти, а каюты с открытыми иллюминаторами быстро заполнились водой - как рассказали свидетели на суде, "крики заживо тонущих в пустых каютах детей были самыми страшными звуками той ночи".
Почему произошло крушение? Сухохруз "Пётр Васёв" должен был пропустить пассажирский пароход, его капитан рассчитал - суда разойдутся на расстоянии чуть меньше километра. Однако капитан "Нахимова", бывший в плохих отношениях со своим вторым помощником ушел с мостика, оставив того "на штурвале".
Второму помощнику Чудновскому приближение "Петра Васёва" показалось опасным, и он стал постепенно поворачивать корабль на малые углы.
Капитан "Васева" же вел судно исключительно по новым, японским приборам САРП, которые не зафиксировали изменение курса теплохода. Лишь оторвав взгляд от монитора, капитан сухогруза увидел сближение, начал тормозить судно - но по инерции оно вошло в пассажирский лайнер, сокрушив сразу 4 отсека.
В марте 1987 года суд приговорил капитанов обоих судов к 15 годам лишения свободы. Второй помощник Чудновский погиб во время катастрофы - он приговорил сам себя, ушел в каюту, закрылся там и с криками "Простите!" утонул вместе с кораблем.
По освобождению из колонии, капитан "Нахимова" вернулся в Одессу, где устроился работать в Черноморском пароходстве капитаном-наставником, но умер от тяжелейшей формы рака (в соцсетях обсуждается, что рак сразу 4 органов ему "нажелали" семьи погибших).
Капитан "Васева" после освобождения тоже пытался жить в Одессе, но, не выдержав постоянных угроз эмигрировал в Израиль. Однако, море его все-таки убило - в сентябре 2003 года канадский береговой патруль обнаружил потерпевшую крушение яхту с его телом.
В память о погибших в Новороссийске, над бухтой установлен памятник.
Нелегальные дайверы же предлагали своим клиентам погружение к кораблю под названиями "Советский "Титаник" и "Посмотреть мертвецов" (которых там нет), однако с началом СВО такие "экскурсии" закончились.