Вот уже который год одной из самых больших претензий русофобов к Советскому Союзу является "коварное нападение на маленькую Финляндию". Сегодня в Санкт-Петербурге можно даже найти ярых оппозиционеров, любящих порассуждать о "незаконно отторгнутых исторически финских землях". Вот только история — наука куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она всегда способна открыть весьма любопытные и неочевидные истины.
26 ноября 1939 года произошел так называемый «Майнильский инцидент», о деталях которого историки спорят по сей день. В районе деревни Майнил возле советско-финской границы группа советских военнослужащих подверглась артиллерийскому обстрелу с финской стороны и понесла потери. Советские власти обратились к Финляндии с весьма умеренной нотой, содержащей обвинения в обстреле, и призыв отвести войска от границы на 20 - 25 километров.
Финская сторона в резкой манере обвинила СССР в провокации (самообстреле) и предложила начать переговоры об «обоюдном» отводе войск. Последнее было в принципе невозможно, так как граница Ленинграда частично совпадала с государственной, и оголить город было, естественно, невозможно. Советская сторона выразила возмущение, как самым предложением, так и тем фактом, что Финляндия отказалась признавать свою вину.
Два дня спустя пакт о ненападении с Финляндией был разорван, а четыре дня спустя началась достаточно тяжелая для Советского Союза (хоть и завершившаяся победой) война. Не будем подробно описывать ее ход (об этом и так многое написано и снято), остановимся лишь на результатах, а потом — переместимся в прошлое, к ее изначальным предпосылкам.
В марте 1940 года, осознавая, что война проиграна, Финляндия запросила мирных переговоров, на которые СССР согласился. По итогам переговоров, Финляндия передала Советскому Союзу около 40 тысяч квадратных километров территории в Карелии, Лапландии, на полуостровах Рыбачий и Средний. Однако уже спустя год с небольшим, Финляндия эти территории себе «вернула» и захватила новые, выступив союзником Третьего Рейха (финны претендовали на всю Карелию и на весь Кольский полуостров, предлагая установить свою границу по Неве).
Кроме того, Финляндия официально поддержала уничтожение Ленинграда со всем населением, и приняла деятельное участие в реализации данного плана. Несмотря на роль Финляндии в преступлении против Ленинграда и содержание советских граждан в финских концлагерях, с Финляндией СССР поступил после Победы более, чем гуманно, фактически вернувшись к границам 1940 года.
Но были ли присоединенные в 1940, а затем во второй раз — в 1944 году земли исконно финскими? Вопрос достаточно любопытный. Осложняет его то, что до 1917 года Финляндия полностью являлась частью Российской империи (была передана ей Швецией).
В 1917 году Советская Россия подарила Финляндии независимость, на что финны ответили черной неблагодарностью. В 1918 году они заявили претензии на ряд исконно российских земель и начали агрессию. В результате контрнаступления Красной армии в 1919 году часть захваченных Финляндией земель удалось освободить, но все же в 1920 году при заключении Тартуского мира, финны сохранили под своим контролем значительную часть аннексированной российской территории: Западную Карелию до реки Сестра, Печенегскую область в Заполярье, части полуостровов Рыбачий и Средний.
В 1921 - 1922 годах имела место новая агрессия против СССР, известная, как Вторая Советско-Финская война (Первая - это война 1918 - 1920 годов), но ее итоги уже ничего принципиально не изменили — земли, аннексированные ранее, остались за Финляндией, но ничего нового она приобрела.
Имела ли Финляндия какое-либо право на то, что она захватила в 1918 - 1920 годах?
Вот пара примеров.
Поселение на месте Выборга, судя по данным летописей, было основано новгородцами еще в IX веке. В конце XIII века эти территории в результате крестовых походов были покорены шведами, основавшими замок Выборг. Замок на некоторое время переходил в руки новгородцев, но в XIV веке в нем все же утвердились шведы.
В XVII - XVIII веках Выборг являлся форпостом шведской агрессии против России. В итоге в 1710 году он был взят русскими войсками, а чуть позже официально признан частью Российской империи. И только в XIX веке по решению российских же властей он был административно включен в российское же Великое княжество Финляндское.
Земли на Печенге столетиями входили в состав России. В XVI веке на реке Печенге по благословению Новгородского архиепископа Макария был основан православный монастырь. Эти территории были частью Архангелогородской, Вологодской, Архангельской губерний. К Финляндии они никакого отношения в принципе никогда не имели. И были захвачены силой в 1918 году, а затем — аннексированы.
Таким образом, мы видим, что отошедшие в результате войны 1939 - 1940 годов земли не были «исконно финскими» и по большей части достались Финляндии в результате антироссийской агрессии за 20 лет до этого.
Несмотря на данный факт, Советский Союз изначально не планировал возвращать все эти территории себе военным путем. Просто к 1938 году в Союзе понимали, что все идет к тому, что Третий Рейх нападет на СССР (к этому Гитлера усиленно побуждали западные страны — вспоминаем Мюнхенский сговор). Осознавали в Москве и то, что один из ударов так или иначе будет нанесен через территорию Финляндии. Поэтому тот факт, что второй по значению город страны — Ленинград — стоял на самой границе, делал положение Советского Союза просто ужасным.
Москва в 1938 году даже не выдвигала к Финляндии никаких территориальных требований — просто просила ряд гарантий на случай войны с Германией. Однако Финляндия их не дала.
В начале 1939 года Советский Союз попросил в аренду острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сескар, предложив в качестве компенсации земли в Восточной Карелии. Но и эти переговоры закончились безрезультатно, что достаточно красноречиво указывало на то, как поведет себя Финляндия после начала большой войны.
В октябре 1939 года СССР предложил Финляндии заключить пакт о взаимопомощи, но и тут Москва получила жесткий отказ.
В октябре-ноябре 1939 года Советский Союз на переговорах предлагает финнам расширить пакт о ненападении и обменяться некоторыми территориями. Причем, в обмен на не представляющие никакой ценности для Финляндии прибрежные земли ей предложили в два раза больший участок в Советской Карелии!
И снова — отказ. К чему готовилась Финляндия — стало очевидно.
Возможно, последовавшие за этим пограничные провокации можно было и «проглотить», но в этом случае через полтора года Ленинград неминуемо бы пал, и вслед за ним с высокой вероятностью пала бы и Москва. Ленинград «сковал» в 41-ом огромные силы нацистов и финнов, не дав Гитлеру необходимых резервов для взятия столицы СССР.
Так что Советско-финская война 1939-1940 годов, в ходе которой были возвращены преимущественно ранее аннексированные Финляндией территории, с большой долей вероятности спасла в последствии наш народ от еще больших потерь и от поражения, и, может быть, даже мир от нацизма. Против нас в 1941 году выступили практически все силы объединенной Европы, и каждый «грузик» мог поменять баланс на весах противостояния.
Захватнические войны вообще были не свойственны российской истории. И когда нас в чем-то подобном обвиняют — нужно внимательно присмотреться к ситуации. Скорее всего, все окажется совсем непросто. Так же, как и в случае с Советско-финской войной.
Терентьев Андрей