Беларуская писательница Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе. Единственная беларуска, удостоенная столь высокого признания. Хотя и пишет на русском языке.
Светлана Алексиевич – автор книг “У войны не женское лицо”, “Последние свидетели” (100 недетских рассказов), “Цинковые мальчики”, “Чернобыльская молитва”, “Время секонд-хэнд”. Книга “У войны не женское лицо” написана в 1983 году, однако 2 года её не издавали, советские критики обвинили автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. С началом перестройки книга вышла одновременно в нескольких издательствах, общий тираж достиг 2 млн экземпляров.
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. В 2013 году вернулась в Беларусь.
Государственные издательства не издавали произведения Алексиевич последние 20 лет – с момента прихода Лукашенко к власти.
Очень сложные веремена для Светланы Алексиевич наступили после выхода книги “Цинковые мальчики” (1989). Книга основана на воспоминаниях матерей солдат, не вернувшихся с войны в Афганистане. В суды потоком пошли иски матерей, которые обвиняли писательницу в искажении их слов.
Именно в это время состоялось знакомство афганца Олега Волчека со Светланой Алексиевич.
– Первое знакомство с писательницей состоялось в суде. Меня пригласили мои боевые товарищи в суд Центрального района Минска (1993 год), куда подали о чести и достоинстве матери, чьи сыновья погибли в Афганистане, и несколько солдат. Иски к Светлане Алексиевич пошли после публикации в газете «Комсомольская правда нескольких отрывков из книги «Цинковые мальчики», которая описывает афганскую войну глазами солдат.
Мне запомнилось, как она мужественно держалась в зале судебного заседания, который был битком заполнен афганцами, представителями СМИ, общественными деятелями и гражданами. Она держала оборону одна со своими защитниками. Сколько было угроз и оскорблений, но она была спокойна. Она на ребят не обижалась, относилась к ним с состраданием, пониманием и сочувствием. Всегда отвечала тактично и интеллигентно. Конечно, я был поражен ее выдержкой и стойкостью. Мне было неловко, я больше не ходил на эти суды. После процесса что-то перевернулось в душе.
Еще тогда обратил внимание, что разбирают не цитаты из книги, а ведут политический процесс против Светланы Алексиевич. Звучали такие обвинения, что она зарабатывает состояние на горе афганцев, работает на ЦРУ и тому подобное, а инвалиды войны живут на нищенскую пенсию. Писательница в суде несколько раз призывала ребят сказать правду, что не могли они написать исковое заявление без помощи определенных заинтересованных лиц: «…И я б не пришла в этот суд, если бы здесь не сидели матери, хотя я знаю, что не они со мной судятся, а судится со мной бывший режим…».
Да, повесть «Цинковые мальчики» – это страшная правда про афганскую войну, которую самому тяжело было читать. Против известного писателя Эриха Мария Ремарка за роман «На Западном фронте без перемен», который описал ужасы первой мировой войны, никто не подал иск о защите чести и достоинства. Он тоже писал о войне сурово, без искажений, считая человека главной ценностью на земле.
-Вы тоже оказались в аналогичной ситуации, когда начали открыто писать о последствиях войны в Афганистане.
– 12 февраля 2009 году в газете «Советская Белоруссия» была опубликована статья “Мы не массовка для провокаторов” от имени инвалида войны в Афганистане Ильи Рыжанкова. Статья была направлена против меня, Александра Комаровского и Николая Автуховича. Нас также, как и Светлану Алексиевич, обвинили в том, что мы агенты Запада, пытаемся расшатать ситуацию в стране, что оскорбляем честь афганцев. Но даже в суде я пытался объяснить боевым товарищам, что наши обращения в государственные органы направлены не на дискредитацию афганцев, а на их защиту: государство забыло про афганцев, оставив их один на один со своими болячками. За двадцать последних лет в Беларуси из 32 тысяч афганцев в живых осталось чуть больше 20 тысяч. Суициды, разводы, неустроенность и опустошённость – вот трагедия афганского поколения.
Наши парни не доживают до сорока лет. Мы и выступили против участия беларусов в каких-либо военных блоках, потому что наше общество до конца еще не излечилось от старых ран.
- Светлану Алексиевич отвергла советская власть, но и не баловала новая, беларуская власть, в лице Лукашенко. Почему так произошло?
– В начале 90-х номенклатура любыми способами пыталась засекретить все об афганской войне: генералы возвращались с трофеями, орденами, а мальчишки – в цинковых гробах. Зачем человеческими трагедиями пугать будущих солдат? Власти нужно «пушечное мясо», которое в любой момент пойдет исполнять любые приказы главкома. Власть по сути осталась прежней, советской. А Светлана Алексиевич, как и прежде, звонит в колокола по беларускому обществу, застрявшему в советской эпохе.
Белорусская правда