Параллели между упадком и крахом Советского Союза и нынешними недостатками Евросоюза налицо. Брюссель мог бы многому научиться, проанализировав этот исторический опыт.
В начале 1970-х Советский Союз достиг пика своего развития, став сверхдержавой. СССР мог превзойти и оставить далеко позади своих предположительно деградировавших западных соперников. Но спустя менее 20 лет СССР канул в лету.
Те, кто отказывается извлекать уроки из истории, обречены ее повторять. Существует ряд очевидных параллелей между упадком и крахом Советского Союза и теми недостатками, которые мы сегодня видим в Евросоюзе, отмечает The Telegraph.
Большинство звучащих со стороны англосаксов прогнозов о неизбежном упадке Евросоюза высмеиваются как попытки принимать желаемое за действительное патологическими евроскептиками, которые совершенно не понимают его историю, его цель, заключающуюся в поддержании мира, и его доктрину предназначенности.
Однако в 1960-х то же самое говорили о тех, кто считал, что Советский Союз обречен на забвение. Тогда, на пике его мощи, это было невообразимо.
Вероятной причиной случившегося распада могла быть неспособность СССР проводить полноценные реформы, при этом его лидеры были настолько оторваны от реальности происходящего, что они не осознавали необходимость в них, пока не стало слишком поздно, рассказал Мартин Макколи, автор книги "Расцвет и закат Советского Союза".
Люди, принимавшие политические решения, отчитывались за них не перед теми, кто стоял ниже, а только перед теми, кто стоял выше них. Это не значит, что реформ не было. Начиная с Хрущева, было проведено довольно много реформ. Но те реформы были фрагментарными, неверно направленными и неэффективными, и в конечном счете все они привели лишь к отчуждению партийной элиты. По большому счету, они ничего не изменили.
Неспособность Советского Союза адаптироваться чем-то напоминает то неизменное упрямство и нежелание прислушаться к вполне обоснованным жалобам, которые характерны сегодня для Евросоюза, указывает The Telegraph.
Вторая крупнейшая экономика ЕС голосует за выход из блока. Четвертая крупнейшая экономика – Италия – выбирает популистское правительство, желающее разрушить всю систему изнутри.
Президент третьей крупнейшей экономики, Франции, признает, что он ни за что не стал бы проводить референдум по вопросу членства в ЕС, потому что он знает, как проголосуют люди.
Восточные члены ЕС, некогда входившие в состав Советского Союза, вновь скатываются к авторитаризму.
Жребий брошен.
В основе многих нынешних проблем Европы лежат высокомерие денежного союза и высокая степень централизующей экономической и финансовой интеграции, необходимой для его сохранения.
В определенном смысле евро – это европейская версия тех бед, с которыми столкнулась плановая экономика Советского Союза. Такая же навязанная конструкция с подходом вроде "один размер для всех".