Жила-была маленькая страна Болгария. Тёплая и солнечная. И жили там весёлые и добродушные люди, которые выращивали фрукты-овощи и продавали их большому другу Советскому Союзу. А большой друг построил для Болгарии атомную электростанцию «Козлодуй», аж о шести энергоблоках. И давала та станция почти половину всего электричества, потребляемого страной.
Но вот наступили мрачные времена. Не стало большого друга Советского Союза, а родившаяся из него Россия была слаба, бедна и захвачена внутренними врагами. Осталась Болгария одна-одинёшенька. Долго ли, коротко ли, но появился на западе от страны новый большой сосед Евросоюз.
И вот начал этот Евросоюз Болгарии дружбу предлагать. Подумала Болгария, что сама она маленькая, да беззащитная, а тут такой большой и богатый Евросоюз дружбу предлагает, да и согласилась дружить. А друг-то этот хитрый оказался. Говорит Болгарии: «А закрой-ка ты четыре энергоблока на своей АЭС, а мы тебе денюжку заплатим в виде компенсации». Дело-то в том, что четыре энергоблока были оборудованы реакторами ВВР-400 без гереметической защиты, что не соответствовало требованиям безопасности ЕС.
Делать нечего. Закрыла Болгария четыре энергоблока. А с денгами-то как вышло? Хитрый Евросоюз насчитал, что всего убытку стране, которой теперь пришлось покупать недостающее электричество за границей, было на 550 миллионов евро. Только вот, когда болгарские эксперты подсчитали, то у них вышло 1.6 миллиардов.
Стала тогда Болгария требовать с Евросоюза дополнительных денег, да не получила ничего. Было это ещё в 2008 году. Тогда Болгария вспомнила, что хоть нет уже большого друга Советского Союза, но есть его преемница — Россия, да и обратилась с просьбой построить новую АЭС «Белене». Два года договаривались о цене, да о сроках. Сговорились на 6.4 миллиардах евро.
Началась тогда стройка, закипела работа. Только вот в 2012 году власть в стране сменилась, и у руля встали прозападные политики, которым любое сотрудничество с Россией, что кость в горле. Заявили они тогда, что цена их не устраивает и предложили заведомо неприемлемую цену, а получив законный отказ, разорвали проект и остановили стройку.
Да только как же быть «Росатому», если работа началась, денежки свои потрачены, а от Болгарии не получены? Пошёл тогда «Росатом» в арбитражный суд иск чинить, да и выиграл его. Не так сразу и быстро, но на сегодня болгарская Национальная энергетическая компания должна почти 630 миллионов евро. А откуда такие деньги взять, если у самой компании столько нет? Только у правительства попросить.
Попросила Национальная энергетическая компания денег у правительства, а правительство и говорит, что само оно денег дать не может, надо у парламента спросить. Ну, ладно. Спросила компания у парламента, а тот сказал, что не так всё сразу делается, проголосовать, мол, надо. В парламенте поохали, да повздыхали, да попеняли на прежнее правительство, которое договор с Росатомом заключило, да и проголосовали за то, чтобы с долгом рассчитаться и выделить Национальной энергетической компании денег, сколько надо.
А Евросоюз тут, как тут. Стоит у дверей и говорит: «Так, так, так. Денюжку, значит, выделяете? Правительству, значит, даёте право субсидировать госкомпанию? А вот у меня тут правила есть, в которых записано, что ни одно правительство страны-члена ЕС не может субсидировать госкомпании. Ну, только лишь в очень-очень крайнем случае. Так что, ребятушки, голосуйте, вы не голосуйте, а разрешеньице-то мы ещё не знаем, дадим вам, или не дадим. Надо нам по этому поводу в городе Брюсселе покумекать, да обсудить. А ну, и что, что счётчик тикает, и долг ваш увеличивается».
А знаете ли, что будет, если Брюссель не разрешит болгарскому правительству выделить субсидии на покрытие долга перед Росатомом? А то и случится, что Национальная энергетическая компания, не имея денег для уплаты долга, будет объявлена банкротом, да по миру пойдёт.
Что же станется с энергетической системой страны, то и предсказать никто не возьмётся. Ох, и дорого же обходится Болгарии эта дружба с ЕС.
Источник