Резкий скачок цен на нефть и газ уже привел к увеличению правительственных субсидий на традиционное горючее в разных странах, что подрывает одну из ключевых инициатив глобальной «зеленой» повестки – отказ от льготирования ископаемого топлива.
Вот лишь несколько недавних решений развитых стран, которым пришлось идти на компромисс со своей ставкой на ВИЭ. Япония в рамках чрезвычайной программы увеличила субсидии на бензин для оптовых дистрибьюторов нефтепродукты, чтобы компенсировать их затраты.
Швеция снизила налоги на розничные продажи бензина и дизельного топлива, что приведет к сокращению поступлений в бюджет в 2022 году в эквиваленте примерно 257 млн долларов. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и ряд других европейских стран ввели ограничения на рост тарифов на электроэнергию.
Аналогичные меры предпринимают и развивающиеся страны. Например, правительство Нигерии, где в следующем году пройдут национальные выборы, недавно отказалось от своего обещания прекратить субсидирование бензина, несмотря на растущий бюджетный дефицит.
Индонезия еще в прошлом году выделила на топливные субсидии сумму, соответствующую 5,9 млрд долларов – на 75% больше, чем годом ранее.
В прошлом ноябре на всемирном климатическом саммите СОР26 тема постепенного сворачивания топливных субсидий была одной из ключевых в повестке, хотя принять общую декларацию на сей счет не удалось.
Тогда же Международное энергетическое агентство сообщало, что в 2021 году топливные субсидии вырастут рекордными темпами, достигнув в мировом масштабе 440 млрд долларов. Вероятно, в текущем году этот уровень будет существенно превышен.