Углубившись в неизведанные дали количественного смягчения, центробанки мира начинают планировать маршрут через неизведанные воды количественного ужесточения.
От того, как Федеральная резервная система, Европейский центробанк, - а в конечном итоге и Банк Японии - пройдут этот путь, может зависеть, повторится ли паника, наблюдавшаяся после сворачивания QE в 2013 году, или мировые рынки отреагируют почти так же неощутимо, как на Китай, который последние несколько лет избавляется от казначейских бумаг.
Объем баланса всех трех центробанков составляет примерно $13 триллионов - это превышает размер экономики отдельно взятых Китая и еврозоны.
"Вы же знаете, что говорят альпинисты? Спуск всегда опаснее восхождения, - говорит глава хедж-фонда Eurizon SLJ Capital Ltd. в Лондоне Стивен Джен. - Сокращение баланса станет спуском".
Экономисты и инвесторы все скрупулезнее анализируют потенциальные последствия сокращения балансов после того, как из публикации протокола заседания Комитета по открытым рынкам ФРС в прошлом месяце стало известно, что представители регулятора предпочли бы начать процесс уже в этом году.
Хотя Банку Японии, кажется, довольно далеко до сокращения баланса, глава регулятора Харухико Курода назвал это одной из задач, которые встанут перед центробанком, когда он откажется от мер монетарного смягчения.
Это произойдет только после того, как инфляция превысит 2 процента, что, по прогнозам Банка Японии, может случиться в течение года начиная с апреля 2018.
Баланс ЕЦБ продолжит разрастаться как минимум до конца этого года и, скорее всего, сократится не раньше, чем регулятор наконец завершит программу покупки активов. До каких-либо обсуждений сроков начала сокращения, кажется, еще довольно далеко.
Сворачивание программы выкупа активов ЕЦБ может вызвать цепную реакцию за пределами Европы, вновь иллюстрируя возможность непреднамеренных последствий нетрадиционных монетарных мер.
Европейские инвесторы рекордными темпами вывели средства из еврозоны, убегая от отрицательных доходностей, ставших результатом политики ЕЦБ, и большая часть этих средств осела в казначейских бумагах.
Из-за этого рынок гособлигаций США может подстерегать двойной удар со стороны сокращения баланса ЕЦБ и ФРС в будущем.
Finanz