(Bloomberg) -- С приходом Дональда Трампа к власти в январе и разгулом популистов в Европе наступающий год грозит принести много политических рисков. Осторожные инвесторы могут найти неожиданный "островок стабильности" на нефтяном рынке.
Сделка между Организацией стран-экспортеров нефти и независимыми производителями по ограничению добычи в следующем году не только сократит избыток предложения сырья на мировом рынке. Если участники соглашения выполнят взятые на себя обязательства, увеличится объем резервных нефтедобывающих мощностей, к которым можно прибегнуть в случае перебоев с поставками.
"Если первые полгода ОПЕК будет полностью соблюдать соглашение, рынок окажется относительно защищен от политических рисков благодаря наличию этого буфера", - сказал по телефону из Лондона вице-президент консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd. Алан Гелдер. За исключением серьезных перебоев в Саудовской Аравии, которая является ведущим экспортером нефти, "все остальное должно быть покрыто", отметил он.
Мировые запасы нефти и нефтепродуктов, которые достигли рекордных максимумов за два года низких цен, станут дополнительным резервом на случай небольших и краткосрочных перебоев с поставками. Запасы в нефтехранилищах США, составляющие почти 500 миллионов баррелей, находятся на сезонном пике за всю историю сбора еженедельных данных с 1982 года.
Эти запасы могут сократиться в первой половине 2017 года, если ОПЕК и другие страны осуществят обещанное сокращение добычи, а это значит, что политические риски могут стать более весомым фактором во втором полугодии, сказал Гелдер.
Признаки стабилизации
После трех лет волатильных цен эксперты ждут гораздо более спокойного наступающего года. Согласно медианному прогнозу более 40 аналитиков, опрошенных агентством Блумберг, баррель нефти Brent в четвертом квартале 2017 года может стоить в среднем $58 против примерно $56 сейчас. В этом году Brent выросла на 51 процент, в прошлом - снизилась на 35 процентов, а в 2014 году упала на 48 процентов.
Поставки нефти уязвимы к политическим рискам, поскольку добыча сконцентрирована в небольшом числе стран, во многих из которых ситуация нестабильна. Внутренние трудности и конфликты в 2016 году привели к перебоям с поставками из Нигерии, Ливии и Венесуэлы. Серьезные инциденты могут сильно повлиять на цены: нефть Brent подорожала на 150 процентов с $16 до $40 за баррель за три месяца в 1990 году, когда Ирак вторгся в Кувейт.
"Даже если у вас есть хороший запас свободных мощностей, внезапный сбой поставок - или угроза внезапного сбоя - повлияет на цены, - сказал по телефону из Лондона аналитик Energy Aspects Ltd. Ричард Маллинсон. - Все, что помешает добыче нефти в объеме не менее полумиллиона баррелей в сутки и при этом явно не на короткое время, привлечет внимание рынка".
Риски для поставок
В условиях экономического спада в Венесуэле и напряженности между арабскими странами Персидского залива и Ираном угроза дестабилизации нефтяных поставок в 2017 году по-прежнему существует. Но судя по объему свободных мощностей в мире, потревожить рынок сможет только серьезный инцидент, а такое событие вряд ли произойдет в предстоящий год, написал по электронной почте аналитик Control Risks Ltd. по политическим рискам в Лондоне Джонатан Вуд.
При Трампе США могут ужесточить санкции против Ирана, но вряд ли полностью отменят достигнутое в прошлом году ядерное соглашение, поэтому любое потенциальное сокращение иранской добычи, вероятно, будет постепенным, говорит Маллинсон из Energy Aspects. Что же касается военной конфронтации в Персидском заливе, "это, конечно, привлечет большое внимание рынка даже в условиях избытка запасов, но такое развитие событий не является нашим базовым сценарием", сказал он.
Finanz