Ситуация на валютном рынке Турции становится все более напряженной и, возможно, готовит почву для внеплановых действий центрального банка. За последние шесть недель лира ослабла уже более чем на 10%, но речь сейчас идет не об ослаблении к доллару, а о бивалютной корзине, состоящей из евро и доллара, что является еще более тревожным сигналом.
Дело в том, что за последние годы валютные обязательства турецких корпораций росли буквально по экспоненте. Так, по состоянию на август они составили колоссальные $210,5 млрд, рост по сравнению с прошлый годом составил 15%.
Конечно же, компаниям ничего не остается делать, как внимательно следить за динамикой лиры и скупать валюту при первой удобной возможности. Население страны видит, как нацвалюта стремительно дешевеет, поэтому в попытках сохранить свои сбережения подключается к скупке валюты.
Напомним, в минувшие выходные президент страны Реджеп Эрдоган призвал Россию и Иран переходить на расчеты в национальных валютах, отметив, что аналогичное предложение уже сделал Китай. Кроме того, он также призвал население избавляться от валюты и конвертировать ее в лиру, что, по его мнению, поможет остановить обвал турецкой валюты. Самое интересное, что господин президент при этом использовал еще один свой любимый призыв - снижать ставки. Увы, но это последнее, что сейчас хотят слышать инвесторы: при более низких ставках турецкие активы вообще будут никому не интересны, и девальвация лиры будет проходить значительно быстрее.
Неудивительно, что в понедельник лира не предприняла даже попытки укрепиться к доллару, даже несмотря на падение американской валюты к евро на 2%.
Негатива добавляет еще и рост цен на нефть, ведь Турция является крупным импортером энергоресурсов и их удорожание приводит к еще большим тратам. Эксперты сходятся во мнении, что рано или поздно центральный банк не выдержит и все же повысит ставки, причем резко и сразу на несколько процентных пунктов. Это будет сильный удар по спекулянтам, и, скорее всего, обвал лиры прекратится, однако это будет еще и мощный удар по экономике, что необходимо учитывать.
Ну а пока власти продолжают утверждать, что влиять на валютный курс не будут, что лишь вселяет уверенность спекулянтов в ослабление лиры. Турция живет в соответствии с законом о чрезвычайном положении, который был применен после попытки государственного переворота 15 июля против президента Реджепа Эрдогана.
Курс турецкой лиры значительно снизился после неудачной попытки переворота в июле. Лира также упала к доллару после выборов в США на фоне более широкой распродажи валют развивающихся стран. Кроме того, снижение турецкой валюты связано с политической неопределенностью в стране и ожиданием повышения ставки американским центробанком в декабре.
Для стабилизации ситуации центробанк Турции 24 ноября поднял недельную ставку РЕПО и кредитную ставку овернайт впервые почти за 3 года, после того как курс лиры опустился до рекордно низкого уровня.
Недельная ставка РЕПО была повышена на 50 базисных пунктов до 8%, кредитная ставка овернайт — на 25 базисных пунктов до 8,5%. Ставка заимствования сохранена на уровне 7,25%.
Вести. Экономика