Неожиданно резкое потепление отношений между Россией и Турцией с последующей эксгумацией и реанимацией всех совместных экономических проектов, включая газовые, спутало карты "Газпрому".
Возобновление проекта "Турецкий поток", который стал продолжением провалившегося "Южного потока" и задумывался как альтернатива транзитному маршруту через Украину, ставит под сомнение будущее проекта "Северный поток - 2", который по сути выполняет те же функции.
Турецкий поток, напомним, задумывался как газопровод из четырех ниток мощностью 63 млрд кубометров: одна - для Турции, три - для транзита на юг ЕС. Проект был положен под сукно еще летом 2015 года - задолго до инцидента со сбитым самолетом, - поскольку выяснилось, что Турция хочет лишь газ со скидкой, а транзитом в Европу заниматься не желает.
Nord Stream 2 был задуман как альтернатива "Турецкому потоку" - вторая нитка проложенного через Северное море трубопровода. При этом заявленные в проектах объемы поставок в Европу практически идентичны - около 50 млрд кубометров.
Турция готова построить одну транзитную нитку, сообщил после переговоров президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана глава Минэнерго РФ Александр Новак. Впрочем, добавил он, для этого нужны гарантии ЕС.
"Если Газпром намерен вернуться к планам выхода на юг Европы, т.е. увеличение количества ниток и прокладка маршрута к Греции, то возникает вопрос в целесообразности строительства Северного потока - 2 , где монополия достаточно серьезно продвинулась в переговорах. При этом необходимо учесть, что доходы монополии снижаются и найти средства на все проекты является затруднительным", - отмечают аналитики Промсвязьбанка.
По оценке Сбербанк CIB, из-за падения цен на газ в 2016 году "Газпром" даже при реализации одного только "Северного потока -2" перейдет к работе в условиях отрицательного денежного потока: иными словам, монополия будет тратить больше, чем зарабатывать, сжигая накопленные запасы наличных.
Перспективы двух "потоков" вызывают очень много вопросов, согласен руководитель аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев. "Вряд ли "Газпром" сможет при текущих ценах на нефть и газ реализовать одновременно два проекта", - отмечает он.
В "Турецкий поток" уже вложено 12-14 млрд долларов, для его возообновления придется потратить еще 6-8 млрд, подсчитал аналитик Сбербанк CIB Алексей Булгаков. При этом в 2016-18 гг у "Газпрома" - пик погашений внешнего долга, отмечает он.
Возобновление "Турецкого потока" еще раз демонстрирует масштаб политической подоплеки в российском газовом бизнесе, отмечает управляющий активами УК "КапиталЪ" Вадим Бит-Аврагим.
"Спрос на газ в Европе падает, существующие нефтепроводы работают с неполной загрузкой, да и стоимость газа снижается. Для "Газпрома" возвращение к реализации данного проекта ("Турецкого потока" -ред.) приведет к росту затрат капитальных вложений, при этом весьма сомнительно, что они будут эффективны и дадут отдачу в ближайшее время", - перечисляет Бит-Аврагим.
По его словам, "Турецкий поток" нужно рассматривать "исключительно как геополитические проект, аналогично проекту "Сила Сибири", который нужен в первую очередь государству, а не миноритарным акционерам".
Ситуация для "Газпрома" осложняется тем, что разговоры о возобновлении "Южного потока" начали поступать из Болгарии; "Северный поток 2" пока заблокирован решением антимонопольного регулятора Польши, Еврокомиссия, а главное - Германия - требуют сохранения транзита через Украину, а США готовы строить бесплатные терминалы по приему СПГ ради долгосрочных контрактов, которые позволят американским компаниям потеснить Россию на газовом рынке ЕС.
"Здесь многое диктует политика, и акционерам больших дивидендов ждать не стоит", - резюмирует Абелев из "Риком-Траст".
Finanz