Президент «Роснефти» Игорь Сечин считает, что из-за финансовых спекулянтов цены на нефть могут упасть до $10 за баррель. Противостоять спекулянтам он призвал производителей нефти путем снижения уровня ее добычи
Согласованное сокращение добычи производителями нефти на 1 млн баррелей в сутки резко снизило бы неопределенность на рынке. Такое мнение высказал в ходе International Petroleum Week в Лондоне президент «Роснефти» Игорь Сечин, которого цитирует «Интерфакс».
Он предсказал, что дисбаланс спроса и предложения на нефть может снизиться к концу 2016 года, а к концу 2017-го возможен дефицит до 0,5 млн баррелей в сутки. «Процесс балансировки рынка могут существенно замедлить влияние еще двух ключевых факторов. С одной стороны, это возможности дополнительного увеличения предложения нефти ОПЕК, а с другой — дополнительные поставки нефти из США в случае ввода пробуренных, но не законченных гидроразрывом скважин, которые оцениваются нами в 0,5 млн баррелей в сутки», — пояснил он.
По его словам, ежегодный спад среднесуточной добычи в мире оценивается в 3 млн баррелей в сутки. В настоящий момент, по оценкам Сечина, превышение предложения нефти над спросом составляет 1,5–1,7 млн баррелей в сутки. Вместе с тем рынок неизбежно стабилизируется, есть перспективы к росту, прогнозирует он. По словам Сечина, спрос на жидкие углеводороды будет расти ежегодно на 1,3–1,5%, цитирует ТАСС.
Сечин в очередной раз охарактеризовал себестоимость добычи нефти в «Роснефти» как одну из самых низких в мире: «По себестоимости добычи на скважине мы на одном из самых низких уровней — $2,7 за баррель». В сентябре же 2015 года он говорил о $4 за баррель при курсе 66,6 руб. за доллар (сейчас около 80 руб.).
Президент «Роснефти» считает, что цену на нефть вниз толкают спекулянты, участники финансового рынка. «Надо признать, что мы недооценили тот факт, что финансовые участники рынка не знают ограничений в решении своих чисто финансовых задач и готовы тестировать любые ценовые уровни — $27 в январе, например, и вплоть до $10 за баррель», — сказал он. В среду нефть марки Brent торгуется по $30,8 за баррель. Сечин назвал биржевых спекулянтов «бенефициарами кризиса». По его словам, мировые производители нефти в 2015 году оказались разобщены. «Кто стал основным бенефициаром нынешнего кризиса? Очевидно, что это не потребители, так как нынешние цены на нефтепродукты снизились в среднем только менее чем на 20%, а финансовые игроки, которые пока не перенаправили высвободившиеся в результате падения инвестиций в отрасль $250–300 млрд в проекты в других отраслях экономики», — цитирует его «РИА Новости».
В середине января 2016 года министр энергетики России Александр Новак в интервью РБК говорил, что вероятность снижения цен до $10 невелика. «Мы не рассматриваем такие варианты. Но я еще раз повторю, что краткосрочно дно может быть любым», — говорил он, прогнозируя, что критическая ситуация для российского бюджета наступает при среднегодовой цене нефти в $5–15 за баррель, что является оценкой себестоимости добычи нефти основных игроков российского рынка.
Министр попросил нефтяников просчитать стресс-сценарии при цене $30 за баррель. В проекте протокола совещания у Новака от 27 января (копия есть у РБК) содержится поручение прислать в Минэнерго до 1 марта список проектов, которые будут приостановлены или отложены при уровне цен на нефть в $30 и ниже. По итогам этого совещания была также высказана готовность провести внеочередную встречу с ОПЕК в феврале текущего года (представители ОПЕК не подтверждали факта встречи). По информации источников РБК в Минэнерго, в ближайшие две недели в графике Новака и его заместителей нет командировок для встречи с ОПЕК или планов по таким переговорам в Москве.
РБК