Израильские СМИ активно обсуждают турецкие события последних дней. Военный обозреватель газеты «Маарив» Йоси Мельман анализирует неудавшийся путч в Турции, пытаясь понять, почему заговорщикам не удалось перехватить власть у премьер-министра Эрдогана.
Ирония судьбы, пишет Мельман, заключается в том, что Режеп Тайип Эрдоган, многие годы упорно пытавшийся ограничить свободу интернета и социальных сетей, опасаясь, что с их помощью его противники мобилизуют население против его власти, сумел преодолеть военный заговор именно благодаря силе новых медиа. Именно благодаря социальным сетям Эрдогану удалось подавить заговор офицеров.
Турецкий премьер обратился к народу напрямую с помощью мобильного телефона и опубликовал сообщения в сети Twitter. Он не прогадал, предположив, что турецкие СМИ, ненавидящие Эрдогана, тем не менее распространят его сообщения и будут ретранслировать его телефонное обращение к своим сторонникам.
По всей видимости, продолжает военный обозреватель «Маарива», в заговоре принимали участие армейские офицеры, занимающие относительно низкие посты в военной иерархии. Скорее всего им не удалось бы удержать власть и в том случае, если бы Эрдоган не смог найти способ обратиться напрямую к турецкому народу.
Вначале казалось, что все происходит по достаточно стандартному сценарию. Заговорщики захватили мосты через Босфор в Стамбуле, а также основные автомобильные развязки в городе. Военные летчики, участвовавшие в заговоре, нанесли авиаудары по зданию парламента и штаб-квартире национальных спецслужб (MIT) в Анкаре. Вооруженные силы, включая танковые подразделения, окружили президентский дворец и даже взяли под контроль здание государственного телевещания, заставив дикторов передавать в эфир их сообщения.
Однако, по-видимому, число солдат, которые подчинялись заговорщикам (несколько тысяч), было недостаточным. И они не справились с поставленной задачей. В четырех военных переворотах, которые пережила Турция с 1960 года, принимали участие десятки тысяч военнослужащих. На сей раз заговорщикам не удалось главное: они не смогли захватить Эрдогана, находившегося на отдыхе. А это первая задача любого военного переворота.
Эрдоган сумел вступить в диалог с народом, отмечает Мельман, призвав своих сторонников выйти на улицы.
Они вняли его призыву, преградили дорогу солдатам и вместе с верной Эрдогану полицией вступили в схватку с бунтовщиками. Это напоминает подавление путча против Горбачева в Москве в августе 1991 года, когда старая гвардия советского политбюро пыталась предотвратить развал коммунистической системы. Благодаря лидерству Бориса Ельцина на улицы Москвы вышли тысячи людей. Этот путч привел в конечном итоге к окончательному демонтажу Советского Союза.
Как известно, пишет обозреватель «Маарива», Турция пережила четыре военных переворота. Согласно турецкой конституции, после распада Оттоманской империи в 1922 году, армия является гарантом демократии. Всякий раз, когда армейское руководство полагало, что гражданская власть отклоняется от избранного пути, оно, не раздумывая, вмешивалось в ход событий и осуществляло военный переворот.
Вот уже многие годы в армии и в среде секулярного населения Турции растет уверенность, что лидер исламистской партии Эрдоган концентрирует в своих руках единоличную власть в стремлении стать своего рода оттоманским султаном 21-го века. Эрдоган укрепляет власть религиозных институтов в стране, пытается внести кардинальные изменения в конституцию. На все важные посты в полиции, судебной системе, системе образования и даже в армии Эрдоган поставил верных ему людей. Он подвергает репрессиям свободные СМИ, пытаясь заткнуть рот журналистам.
Все это, видимо, и привело к неудавшейся попытке военного переворота.