В основе дипломатического кризиса на Ближнем Востоке, последовавшего за казнью шиитского проповедника Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии, лежит борьба за контроль над нефтяными ресурсами, считает обозреватель портала The Intercept Джон Шварц.
«Почти все ископаемое топливо в Персидском заливе залегает под территориями, населенными шиитами. Это верно даже для суннитской Саудовской Аравии, в которой крупные нефтяные месторождения находятся в восточной провинции, большинство населения которой — шииты», — пишет Шварц, приводя в качестве аргумента карту региона, составленную профессором Школы спецопераций ВВС США Университета объединенных спецопераций М. Р. Изади.
Один из главных страхов саудовской королевской семья связан с тем, что однажды шииты страны могут отделиться и, забрав всю нефть, объединиться с шиитами Ирана, полагает автор статьи. По его словам, этот страх усилился после того, как в результате вторжения США в соседний Ирак в 2003 году был свергнут режим Саддама Хусейна, основанный на суннитском меньшинстве, и к власти пришло поддерживающее Иран шиитское большинство.
«Казнь Нимра ан-Нимра может отчасти объясняться отчаянным стремлением саудитов искоренить любой признак независимого мышления среди шиитов страны», — считает Шварц. По той же причине Саудовская Аравия помогла суннитской монархии Бахрейна подавить в стране, большинство населения которой составляют шииты, волнения «арабской весны» 2011 года.
И хотя ислам Саудовской Аравии, по мнению Шварца, демонстрировал ненависть к шиитам задолго до обнаружения нефти, сегодня эти противоречия были бы значительно менее острыми, если бы дело не касалось черного золота.
РИА Новости