По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), россиян, работающих водителями и продавцами, ждут массовые сокращения из-за внедрения современных технологий. К 2030 году роботы и сервисы придут на смену представителям еще нескольких профессий.
«Думаю, 95% корреспонденции как-то успешно до нас доходит без почтальона Печкина. А через 10 лет с очень большой вероятностью — почти 90% по консенсус-прогнозу — к ним прибавится водитель, охранник, и, в общем, к ним прибавится технический переводчик, к ним прибавится три четверти продавцов», — заявил накануне ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
В обозримой перспективе заменить водителей роботами не получится из-за отсутствия в России должной инфраструктуры, уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. «Для того чтобы водителей заменили роботы, нужно чтобы роботы были дешевле автомобиля с водителем. Также необходима развитая система дорог. Пока у нас этого нет, предполагать, что будет что-то меняться, — крайне наивно», — отметил он в разговоре с корреспондентом «URA.RU».
На протяжении последних нескольких лет в российских супермаркетах все чаще появляются кассы самообслуживания, которые фактически заменяют продавцов. Несмотря на это, необходимость в персонале у ритейлеров в ближайшем будущем полностью отпасть не должна, считает глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«Внедрение касс самообслуживания способствует учащению случаев воровства. Кроме того, зачастую все равно за такими кассами присматривает охрана, а сотрудники супермаркетов помогают покупателям делать покупки.
Во всех странах — даже самых развитых — мы продолжаем видеть за прилавками кассиров», — сказал Карпов корреспонденту «URA.RU».
Какие еще профессии в зоне риска?
Помимо отраслей, названных Высшей школой экономики, роботизация уже сегодня касается профессий, связанных с финансовым обслуживанием. Так, в последнее время IT-компании все чаще выпускают умные веб-сервисы, работающие по алгоритмам и значительно сокращающие вероятность ошибки, к примеру, профессионального бухгалтера.
Еще одна сфера деятельности, активно подвергаемая цифровизации, — call-центры. «Я совсем недавно работала с одним очень большим банком. У них идет сокращение количества операционисток. Но при этом нанимается 300 айтишников. То есть под любую технологию нужно нанимать людей, которые будут ее обслуживать», — рассказала «URA.RU» член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Юлия Левина.
Одними из невостребованных на рынке труда, как писало «URA.RU», в 2019 году являются государственные служащие. Еще в 2017 глава Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал, что цифровизация систем управления позволит к 2024 году уволить до 30% чиновников. Однако дальше экспертных обсуждений предложение Кудрина за два года не продвинулось.
Александр Сафонов считает, что чиновникам не грозят массовые сокращения. «Роботы не смогут контролировать исполнение законов. А система электронного документооборота, которая сейчас внедряется, сократила персонал лишь на 10-20%», — утверждает эксперт.