Согласно данным компании Dealogic, в период с января по октябрь 2016 года объемы внешних сделок по слияниям и поглощениям, заключенных китайскими компаниями, выросли на 68% в годовом исчислении и составили 173,9 млрд долларов США.
Как отмечают китайские СМИ, впервые за всю историю мировой экономики Китай обошел США в своей внешней активности по слияниям и поглощениям (M&A).
По мнению китайских экспертов, это свидетельствует о решающей роли Китая в развитии мировой торговли, которая, в свою очередь, является результатом верно выбранного курса развития национальной экономики, а также действий правительства по стимулированию деятельности китайских компаний по приобретению иностранных активов.
Начиная с 2008 года лидером в вопросах M&A неизменно были США, однако уже в 2010 году эксперты отмечали, что Китай постепенно начинает разворачивать свою M&A активность. Именно тогда китайский концерн Geely стал, по сути, основным держателем акций концерна Volvo, а потом Sichuan Tengzhong попыталась (хотя и неудачно) выкупить у GM бренд Hummer.
Эксперты отмечают, что основным препятствием для китайских компаний в их стремлениях развивать M&A активность на внешнем рынке является противоречие между экономической целесообразностью и интересами национальной безопасности, в тисках которого оказываются западные компании.
Наибольшее количество незавершенных сделок между китайскими инвесторами и западными партнерами приходится на сектор высоких технологий, где в этом году тем или иным образом сорвалось 10 сделок на общую сумму 10,1 млрд долларов США.
Общее количество неудач китайских компаний в их попытках приобретения иностранных активов за девять месяцев 2016 года составляет 42 сделки на общую сумму 35,8 млрд долларов.
Законодательства стран Запада содержат целый ряд положений, направленных на защиту национальных интересов, начиная от ограничения права на землю и определения национально важных отраслей промышленности, как это установлено законами Австралии, до введения терминологии по защите национальной безопасности, например, в законодательстве США и ряда других стран.
В этом отношении сделка по строительству АЭС Hinckley Point в Великобритании является примером важных изменений, которые происходят в выгодном для Китая направлении.
Так что общее количество заключенных сделок M&A выглядит намного внушительнее: 601 за девять месяцев 2016 года против 441 за весь 2015 год.
На звание лидера года претендует китайский концерн ChemChina, объявивший в феврале о покупке концерна Syngenta за 46,7 млрд долларов.
Самыми большими неудачами года считаются провал планов китайской компании Unisplendour приобрести 3,8 млрд акций компании-производителя компьютерной электроники Western Digital и отказ от сделки между китайскими инвесторами China Resources и Hua Capital и американской компании Fairchild Semiconductor, специализирующейся на производстве интегральных схем управления питанием.
Данные сделки были запрещены соответствующим Комитетом по иностранным инвестициям США по соображениям защиты национальной безопасности.