Когда речь идёт о Китае, то всё кажется масштабным, особенно цифры. Недавно Китай объявил об ещё одной большой цифре — $250 млрд на инвестиционные программы в Южной Америке.
Проблема с цифрами в том, что, с одной стороны, они скрывают много вещей, а с другой — можно сделать поспешные выводы, которые, если провести тщательный анализ, просто не соответствуют действительности.
Конечно, $250 млрд — относительно большая сумма, но инвестиции, в основном в форме кредитов и денег на развитие инфраструктуры, будут растянуты на 10 лет. Таким образом, вдруг оказывается, что речь идёт только о $25 млрд в год для целого континента (включая Карибский бассейн), имевшего в 2013 году ВВП $5,7 трлн.
Если посмотреть с другой стороны, то $25 млрд — это мизерные 0,6% всех китайских валютных резервов. Китайское руководство знает, что необходимо диверсифицировать свои огромные денежные запасы, и использует любую возможность.
Данная цифра сравнима с инвестициями других стран. Например, США вложили в Южную Америку $22,6 млрд только в виде прямых иностранных инвестиций, которые не включают в себя официальные кредиты.
Кризис
Нет никаких сомнений, что официальный сектор социалистических государств-неудачников Южной Америки нуждается в свежих долларах.
После сбоя экономики, вызванного национализацией и чрезмерным регулированием производственных отраслей, такие страны, как Венесуэла и Эквадор с нетерпением ждут получения займа в $20 млрд и $7,5 млрд соответственно. Кредиты нужны для закупок товаров из Европы, США и Китая.
Их неэффективные экономики держались на плаву за счёт высоких сырьевых цен, которые в настоящее время рухнули. Ирония в том, что цены на сырьё упали в основном из-за снижения спроса со стороны Китая.
Таким образом, инвестиции из частного сектора США сокращаются, и их место занимает китайский официальный сектор. Китай хочет получить влияние и доступ к дешёвым природным ресурсам (в основном его интересует нефть), которые будут необходимы, когда китайская экономика снова начнёт разгоняться.
Инвестируя в социалистические государства Южной Америки, особенно в Венесуэлу, Китай делает ставку против рынка: страна имеет 90-процентный шанс дефолта в течение следующего года.
Отдача
Когда вы делаете инвестиции, вы задумываетесь о том, какой они принесут доход. Никто в здравом уме не будет одалживать деньги странам, которые находятся на грани банкротства, и уже обидели немало государственных и частных инвесторов.
Может, Китай уверен, что эти страны не посмеют обмануть богатое и могущественное государство?
Возможно, он прав, потому что некоторые государства Южной Америки уже сильно зависят от Китая, будь то доллары, импорт или передача технологий.
Тем не менее, многие также показали, что их не пугает мощь Китая, который, с другой стороны, уже растратил немало средств, делая рискованные зарубежные инвестиции.
Американский институт предпринимательства подсчитал, что колоссальные $250 млрд, которые Китай потратил на инвестиции и строительство за рубежом в течение последних 10 лет, были вложены нерационально. Эта большая цифра — четверть всех китайских инвестиционных и строительных проектов последнего десятилетия.
Великая эпоха