Обзор международной санкционной политики 1-30 сентября 2018г.

Санкции в отношении России

Совет Европейского союза продлил на полгода действие ограничительных мер, введенных в отношении российских физических и юридических лиц, в связи с «действиями, подрывающими или угрожающими территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». Ограничения, включающие заморозку активов, запрет на въезд в страны ЕС для физических лиц и определенные виды транзакций, будут действовать по меньше мере до 15 марта 2019 г. Всего под данные ограничения попали 155 физических и 44 юридических лица.

Обзор международной санкционной политики 1-30 сентября 2018г.

Помимо продления «украинского» пакета ограничительных мер послы 28 стран ЕС согласовали новый механизм введения санкций в связи с применением химического оружия. Инициатива Франции направлена в первую очередь на борьбу с «повторяющимися» случаями использования химического оружия со стороны России (предполагаемое участие в отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в марте) и Сирии. Новый механизм предусматривает возможность ввести ограничения (заморозку активов на территории государств — членов ЕС, запрет на въезд в страны Союза) против конкретных лиц в любой точке мира независимо от гражданства. Необходимость создания нового механизма вызвана сложностью действующей процедуры введения ограничений, поскольку в настоящий момент санкции, связанные с применением химического оружия, вводятся отдельно по «российскому» и «сирийскому» пакетам. Новый механизм направлен в первую очередь на преодоление позиции некоторых стран Евросоюза, которые неохотно соглашаются на введение дополнительных ограничений против РФ. Ожидается, что окончательно данный механизм будет утвержден Советом Европейского союза 15 ноября 2018 г.

США дополнительно ввели ограничения в отношении 27 российских физических и 6 юридических лиц в соответствии с «Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering American Adversaries Through Sanctions Act — CAATSA). Причиной включения данных лиц в санкционный список являются их связь или взаимодействие с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса или разведки.

Кроме того, в соответствие с CAATSA впервые были введены т.н. «вторичные санкции» против третьей стороны, в связи с покупкой российских вооружений и военной техники. Целью ограничений стал Департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР, купивший у России истребители Су-35 и комплексы С-400. Несмотря на резко негативную реакцию Пекина, ограничения скорее всего останутся в силе. В этой связи также отметились переговоры США и Индии по возможному заключению нового оборонного соглашения между двумя странами, в связи с желанием Индии приобрести российские комплексы ПВО С-400.

Помимо расширения действующих санкций президент США подписал указ (executive order) о санкциях за вмешательство в выборы в США. В соответствии с документом, лицам, подозреваемым во вмешательстве в выборный процесс, грозит заморозка активов и ограничение доступа к финансовым учреждениям США. Также гражданам США будет запрещено инвестировать в компании, в отношении которых будут введены санкции. По заявлению советника президента США Д. Болтона данный указ в первую очередь направлен против физических и юридических лиц из России, Китая, Ирана и КНДР. Отмечается, что хотя CAATSA уже предусматривает возможность введения ограничений в связи с вмешательством в выборы, новый указ президента непосредственно дает возможность Министерству финансов и Государственному департаменту США вводить подобные ограничения против физических и юридических лиц, подозреваемых в обозначенной деятельности.

Тема антироссийских санкций также была в фокусе внимания и американских законодателей. В банковском комитете Сената прошли слушания с участием двух бывших сотрудников Министерства финансов США Д. Сингха и Э. Розенберг. Ключевой темой их выступлений стало предложение ввести новые ограничения в отношении т.н. «ближнего круга» президента РФ В. Путина, а также запретить резидентам США операции с российским государственным долгом. Вместе с тем, Министерство финансов США негативно отозвалось о возможности ограничить для резидентов США операции с российским государственным долгом, поскольку по мнению министерства, российская экономика тесно интегрирована в глобальную, и подобные ограничения (равно как и условный «иранский сценарий» санкций в отношении России) приведут к негативным последствиям, как для США, так и для их партнеров в странах ЕС.

Реакция России

В Министерстве финансов Российской Федерации заработал Департамент контроля за внешними ограничениями. Создание данного департамента было предложено в апреле текущего года, а в июле председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал постановление, возлагающее на Минфин обязанность осуществлять «межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц».

В свою очередь, Совет Безопасности собрал с российских министерств и госкомпаний предложения по защите экономики от санкций США. По сообщению РБК, среди обсуждаемых инициатив — включение в договоры России с другими государствами пункта о недопустимости использования норм американского права, а в международные коммерческие соглашения — оговорки о недопустимости обоснования форс-мажоров санкциями США (как попытка защититься от института вторичных санкций США, которые традиционно применялись в отношении Кубы или Ирана).

Позиция КНР

Помимо негативной реакции КНР на введение «вторичных санкций» по «российскому пакету» против Департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР, власти КНР выступили с заявлением о намерении усилить экономическое взаимодействие с Россией, ЕС, Японией и другими странами в ответ на ограничительные меры, вводимые США. Вместе с тем, подобное заявление было сделано на фоне информации о том, что китайские банки отказываются проводить транзакции с участием российских компаний, опасаясь введения вторичных санкций со стороны США.

КНР все чаще оказывается в списке потенциальных целей санкционной политики США. Наряду с упоминавшимися выше ограничениями в связи с предполагаемым вмешательством в выборы, администрация США всерьез рассматривает возможность ограничительных мер в отношении КНР в связи с обвинениями в отношении китайских властей в притеснении уйгуров и других мусульманских меньшинств в КНР.

Санкции в отношении Ирана

Американское агентство Bloomberg подсчитало ущерб Ирана от ограничительных мер. Санкции привели к сокращению экспорта нефти на 35%, и на этом фоне курс риала по отношению к доллару снизился на 60%.

Европейский союз планирует создать для расчетов с Ираном специальный механизм, который должен помочь нивелировать последствия американских санкций, введенных против этой страны, и одновременно спасти иранскую ядерную сделку 2015 года. Решение призвано смягчить иранскую позицию накануне принятия второго пакета американских санкций, которые ограничивают сотрудничество с Ираном в нефтегазовой сфере. За две недели до этого заместитель министра иностранных дел РФ С. Рябков в своем интервью заявил, что Россия и Иран в сотрудничестве с партнерами в странах ЕС и КНР изучают возможность создания дополнительных механизмов преодоления американских санкций.

В свою очередь, в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху призвал европейские страны присоединиться к санкциям против Ирана.

Санкции в отношении КНДР

США собирают многонациональную коалицию для усиления контроля над незаконным ввозом топлива в Северную Корею, который осуществляется некоторыми судами в нарушение санкций ООН. Эти действия США разворачиваются на фоне обвинений в адрес Российской Федерации о нарушении действующих санкций в отношении КНДР.

Предполагается, что объединение будет состоять из более чем 50 представителей партнеров США. Коалиция будет действовать в рамках так называемого Координационного центра по обеспечению соблюдения законов (Enforcement Coordination Center). Полный список представителей стран, которые войдут в объединение, пока не раскрывается. Однако известно, что помимо США войдут представители государств — партнеров Вашингтона в программе по обмену данными Five Eyes («Пять глаз»), а именно наблюдатели из Австралии, Новой Зеландии и Канады. Также в коалиции, будут присутствовать представители Японии и по меньшей мере один представитель Франции.

Источник
Вернуться назад