Financial Times задался вопросом об аномалии внутренней финансовой и ценовой системе Китая, которые позволяют нефтяному рынку страны быстро восстанавливаться.
Спрос внутри Китая во время кризисов упал на 25% в период пика ограничений в феврале в сравнении с 13,5 млн б\с в декабре, что эквивалентно всему потреблению нефтепродуктов в Германии.
Но, по оценкам издания, падение спроса на самом деле было выше и крупные объемы нефтепродуктов были направлены в хранилища, данные о которых Китай не разглашает, что повышает падение спроса до уровня в 4-4,5 млн б\с, примерно соответствующего всему потреблению нефти в Африке. Сейчас спрос оценивается около 13 млн б\с и это все еще ниже уровней декабря 2019 г.
Крупные государственные нефтяные компании страны прогнозируют сокращение загрузки мощностей НПЗ и спроса на нефть в этом году относительно показателей 2019 г., что станет для них первым снижением за более чем три десятилетия. Однако закупки нефти Китаем держатся на высоком уровне. Поставки в первые четыре месяца года поднялись на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Усилившееся потребление нефти Китая подчеркивает некоторые особенности рынка. Китайский механизм ценообразования для нефтепродуктов внутри страны фактически устанавливает нижнюю границу розничных цен на уровне в 40 $\б, что ведет к повышению маржей переработки.
Колебания стоимости внутренних китайских нефтяных фьючерсов на Шанхайской международной энергетической бирже (Shanghai International Energy Exchange, INE) также подают непонятные сигналы рынку.
На той же неделе, когда цена WTI, эталонной марки США, обрушилась ниже нуля, INE удерживала надбавку более чем в 10 $\б к стоимости Brent. Но это не было отражением дефицита на внутреннем рынке. На самом деле, аномалия была в значительной степени вызвана розничными инвесторами, которые обеспечивают большую часть активности контракта.
Посчитав, что цены на нефть достигли минимальных значений, инвесторы стали скупать контракт INE. Но спекуляции на INE помогли повысить цену фьючерса на нефть Oman на Дубайской товарной бирже, к которому привязаны многие долгосрочные контракты переработчиков.
Аномалии внутренней финансовой и ценовой системы страны вызывают спрос на нефтяном рынке, но реальность низких темпов роста спроса и ограниченных мощностей хранилищ говорит о том, что все эти факторы могут нанести удар по Китаю. Объем нефтехранилищ страны приближается к 80% уровню загрузки, а запасы светлых нефтепродуктов близки к границе переполнения.
Даже при постепенном восстановлении спроса, его будет недостаточно, чтобы поглотить имеющийся избыток нефти. Китайские переработчики будут экспортировать нефтепродукты, даже на застойный глобальный рынок.
Но у этой стратегии тоже есть свои пределы и без существенного восстановления внутреннего спроса, которое выглядит маловероятным, загрузка мощностей НПЗ и закупки нефти вынужденно замедлятся.
Буровая