В канун праздника Дня защитника Отечества министр обороны России Сергей Шойгу выступил на пленарном заседании Государственной Думы. В рамках «правительственного часа» министр рассказал депутатам о состоянии вооруженных сил страны, о делах, проблемах и планах оборонного ведомства.
В докладе Сергея Шойгу было много новых фактов, цифр, характеристик и сопоставлений. На этом богатом информационном поле не затерялось сообщение министра о строительстве в парке «Патриот», что в подмосковной Кубинке, модели здания Рейхстага для тренировок юнармейцев.
Юные патриоты в партизанской деревне
Свою историю российское юнармейское движение ведёт с 1990 года, когда путём слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец» и военно-патриотических клубов была создана добровольная общественная организации «Движение юных патриотов» (ДЮП). Прежней массовостью оно не отличалось, но воспитательную патриотическую функцию поддерживало. Позднее организация получила более нейтральное наименование – «Российское движение школьников» (РДШ).
Два года назад Сергей Шойгу придал этому движению новый импульс. По инициативе министра в составе РШД было образовано Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Прошлым летом оно провело свой первый слёт, а в августе получило свидетельство о государственной регистрации.
Военному ведомству «Юнармия» видится как форма допризывной подготовки молодёжи, но главная общественная цель нового движения – «вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, её народам, героям, выдающимся ученым и полководцам». Такая вот форма патриотического воспитания нового века. В минобороны её предпочли прикладной начальной военной подготовке в школах. Теперь это факультативная задача, акцентированная на патриотическом воспитании молодёжи.
По словам Сергея Шойгу, в настоящее время юнармейские отряды уже созданы «в каждой школе, которую заканчивало руководство вооруженных сил». Эти отряды курируют представители высшего командования армии. Министр предложил депутатам Госдумы тоже поучаствовать в юнармейском движении.
«Представьте себе, – говорил Сергей Шойгу на «правительственном часе», – появится 450 классов, и каждый депутат будет за этим смотреть. Я вас к этому призываю и хотел бы, чтобы вы этим занялись, а мы готовы помочь». Министр особо подчеркнул, что речь не идёт о «милитаризации страны». Героическая историческая память должна формировать патриотическое сознание общества, крепить его устои.
В парке «Патриот», где будет построена модель здания Рейхстага, возводятся другие памятные всем объекты. Уже заканчивается оформление линии фронта с окопами и блиндажами. В этом году посетители смогут провести день на подводной лодке, почувствовать её атмосферу, «попробовать компот и макароны по-флотски». В парке появится «полноразмерная партизанская деревня», в которой разместят «класс подготовки подрывников», «землянку замполита», кухню, повара, партизанскую баню и даже коровник со свинарником.
Так реконструкция исторической памяти материализуется в объекты для обучения и воспитания юнармейцев. Воспитания на примере самого героического поколения россиян в новейшей истории. Понятно, что в наш политтолерантный век не всем понравилась инициатива министра обороны и его подчинённых. На свинарник с коровником внимание как-то не обратили, зато модель Рейхстага для тренировок юнармейцев сильно озаботила либеральную общественность. И не только в России.
Что русскому героическая память, то немцу – «мороз по коже»
Германии «подмосковный Рейхстаг» совсем не понравился. Местные педанты начали было выяснять, модель какого именно здания Рейхстага появится в Кубинке? Как известно, здание германского парламента после войны перестроили и модернизировали. Для немецкого евродепутата Эльмар Брок это принципиально важно.
Если в Подмосковье построят копию старого здания Рейхстага, где будет воспроизводиться историческая реконструкция штурма Красной армией столицы нацистской Германии, то это «исторически приемлемо», – разрешил Брок российскому министру использовать объект для тренировок юнармейцев. Если в Кубинке скопируют современный Рейхстаг, для депутата Брока это будет «неприемлемый акт агрессии» и «угроза военных действий» в отношении Германии.
Люди с более тонкой нервной организацией вроде Юлиуса фон Фрайтаг-Лорингхофена – главы московского представительства Фонда имени Фридриха Наумана, в детали объекта вдаваться не стали, а просто поделились своими ощущениями. Эта новость вызвала «мороз по коже», признался фон Фрайтаг-Лорингхофен корреспонденту Deutsche Welle.
В целом идея военной игры по взятию «Рейхстага» немцам категорически не понравилась. «Странной и неуместной» назвал её даже достаточно лояльный к России политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар. «В Рейхстаге сегодня располагается парламент демократической Германии, которая открестилась от гитлеровского прошлого», – пояснил Рар своё возражение.
Кстати, сложившиеся в германском обществе утверждения, что «немцы расстались со своим прошлым» и с «немецкой земли никогда больше не придёт война», в последние годы многими за Одером воспринимается как постулат, не требующий доказательств. Вот и квартирующий в Москве фон Фрайтаг-Лорингхофен убеждён в этом. «Для нас, немцев,– отметил он в интервью DW, – растущая милитаризация общества в России и самоидентификация россиян только с военными периодами истории страны очень тревожна. Потому что это напоминает нам о нашей собственной истории и о том, повторения чего мы не хотим допустить никогда в будущем».
Такая вот самоуверенность, мало связанная с реальностью. Во-первых, «повторение истории», если на неё правильно посмотреть, зависит именно от немцев. Во-вторых, ещё в далёком 1994 году власти Германии внесли изменение в конституцию страны, запрещавшую ранее участие бундесвера в военных операциях за рубежом. С тех пор немецкие военные побывали почти во всех горячих точках планеты, устроенных командованием НАТО. Бомбили, стреляли, взрывали. Война пошла с немецкой земли.
Были там эпизоды, которые нельзя расценить иначе, как военные преступления. Например, осенью 2009 года в афганской провинции Кундуз немецкие лётчики уничтожили 125 жителей деревни Джакуби. Бундесвер потом оправдал своих подчинённых тем, что их дезинформировал осведомитель, выдавший мирных декхан за боевиков. Тем все и успокоились. За смерть людей никто не ответил.
Сейчас ситуация иная. Сотни немецких солдат переместились в соседнюю с нами Прибалтику. Пришли со своими танками, бронемашинами, самоходной артиллерией «для сдерживания России». Прошлым летом, когда в Германии стало известно, что военнослужащие бундесвера пойдут на места «боевой славы» вермахта, две трети немцев выступили против этих планов властей в Берлине. Однако демократическое правительство Ангелы Меркель решило по-своему. Немцы вернулись в Прибалтику. Снова приблизились к границам России.
Эксперты спорят: выбор макета Рейхстага в качестве объекта для тренировок юнармейцев – это приём патриотического воспитания или сигнал Берлину о неприемлемости его действий? Думается, здесь применимы оба варианта. Может быть, «мороз по коже» немецких политиков остановит их от дальнейших антироссийских шагов. Всё-таки историческая память сохранилась пока и в России и в Германии, хоть и смотрим мы на неё по-разному…
Геннадий Грановский.