Кому из нас этого не хотелось бы? Кому не хотелось бы иметь доброго, предсказуемого соседа, дружить и торговать так, как прежде? И, рискну предположить, наши горячие ортодоксальные оптимисты, извините за такую фигуру речи, уже, видимо, готовятся наперебой делать прогнозы о "темпах и форматах реставрации совместных экономических программ, возврата туристического трафика и консолидации внешнеполитического курса двух соседних держав".

Но давайте не будем торопиться. Как говорил, кажется, Гераклит Эфесский, "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
Первое. На Руси спокон веков есть правило: "повинную голову меч не сечёт". Что же, коли искренно ваше раскаяние, так и гнева мы не держим. Так было, так есть и так будет. Это часть нашей ментальности - не держать зла. Россия находила силы прощать приходивших к нам с мечом французов, поляков, тех же турок. Мы нашли в себе силы примириться с немцами и не платить той же монетой за десятки миллионов загубленных в Великую отечественную жизней. Мы умеем прощать и переносить предательство. Но только тогда, когда раскаяние идёт от сердца. Насколько искренним можно считать извинения Эрдогана? Понадобилось 9 (!) месяцев для того, чтобы выдавить из себя слова сожаления и извиниться.
Нет, простите меня, но такое извинение похоже на взвешенный, просчитанный ход, имеющий совершенно определённые цели. Какие? Да разные. Хотя бы восстановить торговые отношения, из-за которых собственный производитель сельхозпродукции терпит серьёзные убытки, безвозвратно утрачивает важный рынок сбыта и начинает серьёзно нервничать. Или остановить падение обрушившейся туристической индустрии, которая так и не нашла источников компенсации от потери российского туриста. А может быть и появившаяся перспектива окончательно утратить возможность участия в проекте "Южный поток" в связи с активизацией усилий Болгарии по возобновлению проекта и смягчением позиции Еврокомиссии по "Третьему энергопакету". Кто знает? Любая из этих причин, да и не только этих, но и тех, о которых мы можем и не догадываться, достойна того, чтобы охладить султанские амбиции и выцедить сквозь зубы слова извинений. Так что не надо обольщаться.
Второе. Россия во время операции ВКС в Сирии изрядно потрепала теневую экономику Эрдогана и его семьи, получавшую огромные доходы от продажи краденой нефти. Отрекается ли своим извинением Турция от своей мародёрской политики в отношении соседней страны? Вы в это верите?
Третье. А как изменится политика Турции в отношении террористов «Джабхат ан-Нусра» и даиш, к которым по-прежнему идут автоконвои с военной помощью? Будет ли Турция, как и прежде, посылать бандитам продовольствие, оказывать им медицинскую помощь?
Вы верите в это?
Четвёртое. Может быть извинения Эрдогана станут началом примирения с курдами?
Пятое. Будет ли остановлена поддержка экстремистского крыла крымско-татарского Меджлиса, в том числе финансирование деятельности его лидеров? И будут ли отозваны отряды турецких боевиков, направленные на Херсонщину для поддержки инициаторов торговой блокады Крыма? Можно ли на это расчитывать?
Шестое. Наконец, будет ли арестован и осуждён за убийство российского лётчика Олега Пешкова террорист Орал Челик, главарь банды "Серые волки"?
Пожалуй, для такой наивности нет оснований. Есть достаточные основания полагать, что извинения турецкого лидера - это часть конъюнктурной комбинации его шагов, рассчитанная на историческую доверчивость и снисходительность русских и преследующая совершенно прагматичные цели.
К сожалению, прежними наши отношения уже быть не смогут. Извинения, конечно, будут приняты (дипломатический протокол нужно соблюдать) и что-то в отношениях государств изменится к лучшему. Но слишком много за эти девять месяцев молчания и противостояния произошло, слишком много открылось такого, что не может не сказаться на отношениях и стран, и, к сожалению, народов.
Но всё же извинения от того, кто требовал покаяния от России, прозвучали. И это можно считать торжеством правды.
М.Елисеев