Мне прислали любопытную инфографику (на картинке к посту) — какие страны и как сильно зависят от экспорта нефти. К сожалению, первоисточника картинки мне найти не удалось, однако даже без поясняющего текста понятно, что Россия находится на 14-м месте по доле экспортируемой нефти в экономике страны.
Давайте проверим цифры из таблички. ВВП России за 2013 год составил 2113 млрд долларов США:
Экспорт нефти за 2013 год — 173 млрд долларов:
Делим одно на другое, получаем 8%. Примерно соответствует данным в таблице. При этом если взять цифры за 2012 год, и поделить 181 млрд на 1954, мы получим ровно те 9%, которые указаны в инфографике.
Таким образом, коллеги, Россию к нефтяным странам можно причислить весьма условно. Мы являемся нефтяной страной с точки зрения геополитики, так как мы — крупная страна, и экспортируем достаточно нефти, чтобы серьёзно влиять на события в мире.
Однако мы не являемся нефтяной страной с точки зрения структуры нашего ВВП: нефть для нас в разы менее важна, чем для по-настоящему нефтяных стран.
Также хочу напомнить ещё одну весьма показательную табличку, экспорт нефти на душу населения по странам мира. Вот она:
Табличка была сделана несколько лет назад и слегка устарела, однако в целом она по-прежнему соответствует действительности. Россия экспортирует в 10 раз меньше нефти, чем, например, Норвегия.
Теперь две вишенки на торте.
Вишенка первая. Как видите, хоть Норвегия и экспортирует огромное количество нефти, вклад этой нефти в ВВП Норвегии непропорционально скромен. При этом мы знаем, что норвежцы отнюдь не живут в 10 раз богаче россиян.
Почему норвежцы не получают от экспорта нефти той прибыли, которую могли бы получать?
Потому что Норвегия вкладывает все деньги от экспорта нефти в акции и облигации, якобы для «будущих поколений». Если учесть, что нынешняя мировая финансовая система полностью завязана на доллар, эти вложения фактически являются вложениями в американскую экономику. И, следовательно, если американцы вынуждены будут обрушить доллар, вместе с долларов обрушатся и все норвежские накопления от многолетнего экспорта нефти.
Вишенка вторая. Нам часто говорят, Россия плохо диверсифицировала экономику, нужно было помимо производства нефти развивать и прочую промышленность.
Предположим, что мы за счёт развития других отраслей экономики снизили бы долю экспорта нефти в ВВП до канадского уровня — до 3%. Реальная задача?
По мнению критиков власти, вполне реальная. Однако у нас было два пути для такого снижения доли экспортируемой нефти в экономике.
Путь первый — вернуть девяностые года и разрешить компрадорам-олигархам не платить налогов с экспорта нефти в бюджет. Путь весьма интересный для кормящихся с рук этих олигархов оппозиционеров, но всё же очевидно неправильный.
Путь второй — увеличить ненефтяной сектор в два-три раза, чтобы доля нефтяного сектора, соответственно, снизилась. Путь правильный, но есть нюанс. Если бы мы преуспели в движении по этому пути, мы обогнали бы по размеру экономики Японию и стали бы третьей (после Китая и США) экономикой мира. Очевидно нереалистичная задача.
Подведу итог
Разумеется, нефть весьма важна для нашей страны, как с политической, так и экономической точки зрения. Тем не менее наша зависимость от экспорта нефти далеко не так велика, как могла бы быть.
При этом, в отличие от тех же Норвегии и Канады, Россия не отдаёт свою нефть американцам за ту цену, которую те назначат, а проводит весьма активную политику на глобальном рынке углеводородов. Так, например, мы на днях договорились о покупке иранской нефти:
Россия будет покупать в Иране нефть взамен на зерно, нефтегазовое оборудование, автомобили, самолёты и так далее. Благодаря концентрации под своим контролем значительных объёмов мировой нефти, Россия имеет сегодня возможность серьёзно влиять на мировую политику.
Источник ЖЖ журнал