Crimsonаlter: Илон Маск приближается к позорному банкротству

Рейтинговое агентство Мудис решило нанести удар в спину Илону Маску и его компании Tesla Motors.

Кредитный рейтинг Tesla Motors снижен до уровня B3 с негативным прогнозом, а индивидуальный рейтинг самого "свежего" выпуска ее облигаций, проданных инвесторам в августе прошлого года, был опущен до уровня Caa1.

Финансовые инструменты и компании с такими рейтингами на финансовом сленге называются "мусорными" ("junk"), что намекает на то, что их инвесторы должны обладать повышенной толерантностью к риску и пониженной брезгливостью. Не зря сам процесс инвестирования в такие компании и бумаги называется "нырком в мусорный бак" ("dumpster diving") и зачастую становится темой карикатур в деловых СМИ.

Crimsonаlter: Илон Маск приближается к позорному банкротству

Аналитик агентства Мудис Брюс Кларк изложил причины понижения оценки компании Илона Маска:

"Рейтинги Tesla отражают серьезные недостатки в плане скорости производства электромобилей марки Model 3, а также проблемы с ликвидностью из-за большого негативного денежного потока и приближающихся выплат по долгам".

В переводе с "аналитического" языка на человеческий это звучит примерно так: "Tesla производит мало автомобилей, постоянно теряет деньги и скоро компании нужно будет платить по долгам, хотя средств на это нет".

Неудивительно, что на таком информационном фоне акции Tesla Motors упали за неделю почти на 15 процентов. Сегодня в США выходной и торги не ведутся, но следующая неделя тоже откроется падением, потому что уже после закрытия торгов компания объявила об отзыве 120 тысяч (!) автомобилей из-за проблем с системой управления, которые могут подвергнуть физической опасности владельцев "Тесл".

Аналитики агентства Блумберг провели расчет скорости, с которой Tesla Motors теряет деньги. По их оценке, детище Илона Маска "сжигает" чуть больше 6500 долларов в минуту — и делает это 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Средства на ее счетах иссякнут к концу года, причем следует учитывать, что это заемные деньги, которые тоже придется каким-то образом возвращать. Для того чтобы хоть как-то исправить ситуацию, менеджмент перешел к использованию методов, которые чаще встречались в социалистических странах и вряд ли могут считаться нормальными для частной компании. Руководство Tesla Motors призывает рабочих на своих фабриках ускорить производство автомобилей, чтобы "выполнить план на первый квартал 2018 года" и "показать ненавистникам компании, насколько они неправы". Шансы на то, что рабочие Илона Маска в едином порыве изменят ситуацию на производстве, представляются мизерными, в том числе и потому, что Tesla Motors очень плохо заботится о собственном персонале. Несмотря на имидж высокотехнологичной, "хипстерской", современной и социально-ответственной компании, работать на Маска — удовольствие сильно ниже среднего, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы рядовых сотрудников, которые публикуются в западных СМИ.

В статье, опубликованной в 2017 году в британской газете "Гардиан", описываются довольно-таки нечеловеческие условия труда на производстве электрокаров. Так называемая "фабрика будущего", которую с помпой открывал лично Маск, на деле оказалась ближе к производственным моделям XIX века, ярко описанным в произведениях Диккенса: сотни вызовов скорой помощи в год и сверхурочная работа, которую нужно выполнять, несмотря на усталость и травмы.

По данным "Гардиан", на "фабрике будущего" в год происходят сотни инцидентов, связанных с безопасностью рабочих, — они, помимо травм на производстве, жалуются на "обмороки, тошноту, тремор, нарушения дыхания и боли в груди".

"Я видел, как люди просто валились в обморок, падали на пол, как блин на сковородку, и разбивали себе лица в кровь",

— цитирует британское издание Джонатана Галеску, техника на заводе Tesla.

"Они (менеджмент) просто отправляли нас работать дальше, обходя упавшего, пока он все еще лежал на полу",

— добавляет он.

Вряд ли в этих условиях из рабочих Tesla Motors можно выжать дополнительную производительность или ожидать от них высокого качества труда. Что, впрочем, не помешает управляющим попробовать и дальше взывать к их "корпоративной гордости" и предполагаемой радости от участия в создании "машин, меняющих мир к лучшему".

Детище Илона Маска уже неоднократно приближалось к банкротству, но каждый раз какая-нибудь удачная пиар-акция, восторженные реляции в СМИ и новая "порция" инвесторов, желающих "приобщиться к гению и инвестировать в будущее", продлевали жизнь его компании. Возможно, и на этот раз его спасут, но пока ситуация выглядит крайне пессимистичной.

"Дела идут все хуже и хуже, с каждым днем",

— сообщил агентству Блумберг Билл Зокс, руководитель департамента облигационных инвестиций фонда Diamond Hill Investment Group.

"В этом вся суть того, что "Тесла" находится в негативном цикле, который продолжается сам по себе. Все обеспокоены",

— добавил он.

Негативный настрой инвесторов разделяет Джек Флаэрти, управляющий портфелем немецкого фонда GAM Holding AG:

"Все смотрят в бездну. Они ожидают, что ситуация выйдет из-под контроля. Компания однозначно находится на грани".

Положение осложняется тем, что с корабля Илона Маска бегут его ближайшие соратники. За последние несколько месяцев из Tesla Motors ушли главный бухгалтер, директор по развитию бизнеса, финансовый директор и еще несколько высокопоставленных сотрудников. Обычно такое поведение — один из ключевых признаков того, что компания готова пойти ко дну и что у нее, вполне возможно, будут еще и проблемы с законом из-за, мягко скажем, "креативного отношения к финансовой отчетности".

Благодаря усилиям определенного сегмента российских деловых СМИ и целой прослойки "модных лидеров общественного мнения" в России существует настоящий культ Илона Маска, автомобилей "Тесла" и всего, что с ними связано. Российские инвесторы в неформальном общении часто сетуют, что на российском фондовом рынке в основном присутствуют всякие скучные "Роснефти" и "Газпромы", а не гламурные компании, такие как Tesla Motors. В молодежной среде можно встретить жалобы на то, что в России нет таких же прекрасных, вдохновляющих и "высокотехнологичных" работодателей, как Илон Маск. Причем показательно, что, по большому счету, источник "вдохновляющего имиджа" — не какие-то реальные достижения, а именно пиар-акции или красивые ролики. Это печально. А еще очень печально, что эти же фанаты Маска критикуют российскую (крайне высокотехнологичную) оборонную промышленность просто из-за того, что ее презентационные ролики "не дотягивают" до уровня медийно-пиарной визуальной продукции Илона Маска.

С этим надо что-то делать. Когда-то СССР продали и предали за "300 сортов колбасы", но колбасу можно хотя бы съесть. А сейчас мы приближаемся к ситуации, когда часть общества готова ломать общественную систему за "красивые видосики", что просто поражает воображение. Несмотря на призывы любителей всего нового и западного, российскому государству вряд ли нужно пытаться "копировать Маска" и инвестировать деньги в появление его российских аналогов, но вот инвестировать деньги в то, чтобы научить общество отличать реальность от виртуальности и пиара, нужно было еще вчера. А сегодня это уже едва ли не ключевой вопрос долгосрочной национальной безопасности.

Иван Данилов

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Перестановка кроватей в украинском властном борделе продолжается
Главное и нового брифинга Минобороны России от 20-04-2024 года:
Ритейлеры заметили отток мигрантов по падению продаж "Доширака"
В Москве задержан заселявший мигрантов в квартиры умерших мужчина
Итальянские левые выдвигают экстремистку Иларию Салис в Европарламент
На автомобильной трассе М-11 очередное подорожание тарифов
Немецкий бизнесмен и активист Ким Дотком – о Зеленском:
В городе Балашиха из огнестрельного оружия убит мужчина
обновлено
Двое мужчин в камуфляже убили полицейского на Украине
обновлено
COVID-19 мог совершить мутацию из коронавируса в "гробовирус"
США и Израиль атаковали базу иракской шиитской милиции в Ираке
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 20-04-2024 г. от Двух майоров
Министерство обороны РФ о ночной атаке беспилотников Украины:
О "благодарности" украинского министра иностранных дел Украины
В ЕАО пьяный дебошир открыл огонь из ружья и ранил двух полицейских
Эстония на полном серьезе заявила, что будет атаковать российские города
Вопрос об отсутствии нагрудного знака сотрудника ГИБДД
В Подмосковье таджик изнасиловал 72-летнюю пенсионерку
Информационное сообщение пресс-центра МВД по Республике Адыгея
Полицейский задержан за многомиллионную взятку в Подмосковье
Странный пожар на объекте, связанным с поставками Украине боеприпасов
Первые жертвы оленьего зомби-вируса появились среди людей
В Подмосковье женщина чуть не умерла из-за внутриматочной спирали
Российские НПЗ начали защищаться от украинских дронов
Страховщики «Северных потоков» отказались возмещать ущерб
У экс-полицейского в Нижнем Новгороде отобрали люксовый автомобиль
Украине для поддержки бюджета в 2024 году нужно $42 млрд
В Нефтегорске задержана подозреваемая в убийстве своего сожителя
В Самаре задержаны два подростка за попытку поджечь вертолёт
обновлено
Власти не планируют менять ставку по дальневосточной ипотеке
Зарезавший москвича Шахин Аббасов задержан в Ростовской области
обновлено
"Плохая примета": недопрезидент Зеленский приехал в Славянск
Переговоры под звуки канонады с Украиной возможны...
Украинская железная дорога: Работа станции Днепр приостановлена
В г. Сакраменто, штат Калифорния неизвестные перерезали кабели связи
"Реальный риск": глава ЦРУ назвал сроки поражения Украины
Продолжаются следственные действия с семьей убийцы мотоциклиста
9-бальный шторм атакует Центральную Россию и Москву сегодня
После смены начальника Росгвардии в Самаре начали наводить порядок
В Харьковской области взорвался магистральный газопровод
Все новости
Наверх