Русский флот задолго до Петра-I бил турецкий...

В Таганроге стоит памятник Петру I с надписью: «Основателю флота на юге России». Но заслужена ли такая великая честь?

Ведь ещё за 25 лет до петровских кораблей, во время Русско-турецкой войны 1672-1681 гг., в Азовское море прорвалась эскадра под началом Григория Косагова. Корабли же знаменитому воеводе строили не какие-то заморские мастера, а русский розмысл (инженер) Яков Полуектов. Суда вышли неплохие.



Во всяком случае, задание «промышлять над крымскими и турецкими берегами» они выполнили отлично. Недаром французский посланник при дворе султана Магомеда IV писал на родину: «На его величество несколько судов московитов, появившихся у Стамбула (!), производят больший страх, чем эпидемия чумы».

Действия эскадры запомнились туркам надолго. Когда через 13 лет Василий Голицын двинулся в свой первый Крымский поход, в Стамбуле случилась паника.

Русский флот задолго до Петра-I  бил турецкий...

Московиты ещё не дошли до Перекопа, а янычары в турецкой столице уже подняли бунт — никому не хотелось бесславно умирать на «русском фронте». Дело дошло даже до того, что, когда некоторым мусульманским фанатикам мерещились на горизонте страшные северные корабли, они взбирались на минареты и с паническим криком «Русские идут!» бросались вниз, чтобы только не попасть в руки «гяуров».

Вот историческая справка

Летом 1666 года по поручению московского правительства в Голландию был направлен купец голландец Иван фон Сведен, долгое время проживавший в России и занимавшийся здесь торговыми делами. Ему было поручено "нанять плотников, которые могли бы строить корабли для морского ходу, и людей, которые могли бы управлять кораблями". Миссия И. фон Сведена привлекла внимание голландцев. Распространялись слухи о том, что царь Алексей Михайлович "повелел снарядить в Амстердаме несколько кораблей для следования чрез Каспийское море в Персию и что цель этой экспедиции состояла в том, чтобы направить торговлю персидским шелком в Московское государство". Торговые круги Нидерландов, в первую очередь Амстердама, в XVII веке не-однократно предпринимали попытки добиться от русского царя разрешения на торговлю с Персией через территорию России. Поэтому предложение московского правительства заинтересовало многих голландцев.

И. фон Сведену без труда удалось завербовать в Амстердаме на службу в Россию голландских специалистов. Среди тех, кто откликнулся на это предложение, были шкиперы Ламберт Якобс Гелт, плотники Виллем Барентс Клоппер и Дирк Питерс, младший штурман Ян Альбертс, блочный мастер Виллем Виллемс, канонир Корнелис де-Фриз и другие. В качестве командира команды голландских специалистов был нанят на русскую службу в чине капитана Давид Бутлер, приходившийся двоюродным братом И. фон Сведену. Все они являлись жителями разных нидерландских городов, но большинство были из Амстердама - крупнейшего центра не только голландской, но и мировой торговли того времени.

Строительство флота для Каспия решено было вести в России. 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве военного флота. В указе говорилось: "...великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец, указал: для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенном уезде в селе Дединове...".

Шкипер, старший и младший плотники и ряд других специалистов из команды, набранной в Амстердаме, сразу же уехали в Россию, а остальные задержались в Голландии на год, во время которого Д. Бутлер нанял в свою команду парусного мастера Яна Стрейса, составившего впоследствии описание своего путешествия в Московию.

Непосредственное строительство кораблей для Каспия было поручено голландцам Корнилиусу фон Буковену и Якову Старку. Среди других голландцев, находившихся "у корабельного строенья", упоминаются Ламберт Гелт, Вилим фон-Денкрет, Миколай Шак, Дитрих Петерсон, Антон Мюнстер и Яков Шкрам. В сентябре 1667 года для наблюдения за ходом строительства в село Дединово были направлены дворянин Яков Полуэктов и подъячий Степан Петров. Общее руководство процессом корабельного строительства царь поручил осуществлять боярину А.Л. Ордыну-Нащокину.

Строить корабли по гол-ландской технологии было новым и непривычным делом для русских плотников. Голландские мастера, прибыв к месту строительства, столкнулись с массой проблем: от отсутствия необходимого строительного материала и рабочих до различных административных препон. Об отношении же жителей села Дединово к иностранцам можно судить по тому факту, что они отвели им дворы для проживания далеко от "корабельного дела". Наконец 25 августа 1668 года Я. Полуэктов сообщил, что "корабль к отпуску готов и щеглы все поставлены, и к окнам и дверям пробоины куют наспех". В сентябре того же года нанятые в Голландии специалисты во главе с Д. Бутлером прибыли в Россию. Вскоре им сообщили, что корабль, на котором им предстоит служить, почти достроен. Расхождения во взглядах Я. Полуэктова и К. фон Буковена относительно возможности провода корабля через Оку в Волгу не позволили отправить его уже в 1668 году к месту службы в Астрахань.

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Власти не планируют менять ставку по дальневосточной ипотеке
Зарезавший москвича Шахин Аббасов задержан в Ростовской области
обновлено
"Плохая примета": недопрезидент Зеленский приехал в Славянск
Переговоры под звуки канонады с Украиной возможны...
Украинская железная дорога: Работа станции Днепр приостановлена
В г. Сакраменто, штат Калифорния неизвестные перерезали кабели связи
"Реальный риск": глава ЦРУ назвал сроки поражения Украины
Продолжаются следственные действия с семьей убийцы мотоциклиста
9-бальный шторм атакует Центральную Россию и Москву сегодня
После смены начальника Росгвардии в Самаре начали наводить порядок
В Харьковской области взорвался магистральный газопровод
CNN: Ближний Восток находится в напряжении после удара по Ирану
Сегодня ночью по Днепропетровску очень хорошо прилетело
обновлено
В квартире Шахина Аббасова обнаружена громадная сумма денежных средств
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 19-04-2024 г. от Двух майоров
В Ставропольском крае потерпел крушение самолет Ту-22М3
обновлено
Китайские выпускники стали уезжать в небольшие города и уезды
Конфликт в Израиле повлияет на энергетику ЕС больше украинского
В подмосковном Голицыно девушка упала с самоката и скончалась
Производство бензина в России за неделю выросло на 12%
Чем может помочь портал Госуслуг при покупке автомобиля?
После 40 лет мужчины должны регулярно сдавать четыре анализа
МВФ предупредил США, что их огромный бюджетный дефицит разжигает инфляцию
Зарезавшие москвича за замечание о парковке, задержаны
обновлено
Поджелудочную свиньи пересадят диабетику, зависимому от инсулина
В Подмосковье мигрант из Средней Азии избил беременную девушку
Главное из нового брифинга Минобороны от 18-04-2024 года:
В США подготовлен законопроект о финансовой помощи Украине
ВСУ снова атаковали уникальный тренажерный центр Запорожской АЭС
В Днепропетровске звучат множественные взрывы
Мошенники придумали новую схему обмана ветеранов к 9 мая
Знакомьтесь. Андрей Ермак (глава офиса Зеленского) и его родители
В России выплаты по ОСАГО стали передавать по наследству
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 18-04-2024 г. от Двух майоров
На юго-востоке Москвы нелегал убил мужчину из-за места на парковке
обновлено
Экс-замначальника УМВД по Калининскому району лишилась собственности
Полицейские задержали подозреваемого в ограблении 89-летнего дедушки
МВФ повысил прогноз роста ВВП России в 2024 году до 3,2%
Носители этой группы крови названы самыми глупыми
В ожидании наступления ВС РФ в штабах ВСУ происходит полная дичь
Все новости
Наверх