60 лет назад родился Игорь Тальков....

"Конъюнктурщик, причем довольно пошлый"; "большой поэт"; "расчетливый клоун, нарядившийся в пророка и ставший революционером задним числом"; "изумительный артист, безгранично любящий свою Родину", - слова эти принадлежат, конечно, разным людям, но сказаны об одном человеке.

Кто бы ни был прав в этом заочном споре легендарного гитариста ДДТ Вадима Курылева и не менее известного поэта-песенника Леонида Дербенева, очевидно, что Игорь Тальков, вызывавший столь разные эмоции, повлиял на российскую музыкальную сцену. Можно сказать, что даже сегодня влияние Талькова весьма очевидно в самых разных, порой полярных жанрах – от русского рока, до шансона, и патриотической песни.

60 лет назад родился Игорь Тальков....

Сложно говорить о прижизненной всенародной любви к Талькову. Скорее, о весьма стремительном к ней движении, что бы ни было тому причиной - талант ли, стечение обстоятельств или грамотный расчет и использование политической конъюнктуры.

Тальков и рокеры

Явившись широкому зрителю и слушателю на рубеже 80-90-х годов, Тальков, по сути, выхватил творческую и социальную инициативу из рук советских рокеров. Они, считавшиеся властителями народных дум, в массе своей не смогли избавиться от эзопова языка, общепринятого в кухонных и вагонных спорах с середины 60-х.

К тому же, долгие годы упражнений в социальной злободневщине привели к некоторому творческому истощению у главных авторов того времени. Не говоря о хроническом отсутствии в творчестве советских рокеров любовной лирики без нигилизма и упадничества.

Осознанно или нет, Игорь Тальков взял на вооружение свой богатый эстрадный опыт (а в его долгой карьере к тому времени было многое - от пения по курортным ресторанам до дуэта с Ириной Аллегровой в "Элетроклубе" под руководством Давида Тухманова), скрестив в сценическом образе стереотипы рок- и поп-культуры, актуальные для того времени.

В музыкальном плане его песни также оказались интересным сплавом любимой советским народом бардовской песни с характерными образами и цитатами, грамотных эстрадных аранжировок, казалось бы простых мелодий, и, фактически, рок-структурой.

В последние два-три года творческой активности Талькова и его группы, их звучание местами весьма напоминало безоговорочных лидеров рок-сцены того времени - "Кино" и "Наутилус Помпилиус". А музыкальные заимствования у западных коллег (программная "Я вернусь" Талькова звучит практически как хит Кэнди Далфер и Дэйва Стюарта “Lily Was Here”) всегда вызывали у советского слушателя своего рода симпатии к артисту. Дескать, и мы не хуже можем, и вообще, главное - слова.

Конечно, рокеры, в большинстве своем, "платили" Талькову отнюдь не любовью. "Когда вдруг он решил стать большим социальным борцом, уже после того, как все это было разрешено, рок-тусовка всего этого не приняла. ...Фальшь просто перла из этого всего", - говорил в одном из интервью Андрей Макаревич.

"Средней руки эстрадный певец, крутился в попсовых телепередачах, пел дуэтом с Ириной Аллегровой какие-то пошлые песенки, ...и вдруг "рок-бард"! ...Представьте, если бы вдруг Борис Моисеев надел военную форму с орденами и медалями и стал бы петь трагические песни о войне в Чечне, типа — я воевал и все такое", - возмущался все тот же Вадим Курылев.

Но лидер ДДТ Юрий Шевчук отмечал, что "Талькова все понимали, потому что он был немного "плакатен", говорил просто и грубо, хотя от души, конечно, от сердца". Стоит заметить, что Тальков и ДДТ несколько раз выступали в совместных сборных концертах в 1990-91 годах.

Что касается содержания песен, то здесь, видимо, совпала конъюнктура и личный интерес Игоря Талькова к происходящему в стране, к ее истории. Безусловно, происходило это и из истории его репрессированной в свое время семьи.

Не надо быть истовым поклонником творчества Талькова, чтобы не согласиться с теми, кто говорит, что он писал исключительно на потребу дня. Его песни очень искренние, а иногда и яростные. В некоторых есть та веселая жуть, огонь которой к 90-му году поугас в творчестве самых ярких рок-эксцентриков советской страны.

Пока основная масса тогдашних авторов искала компромиссы между все новыми и новыми не описанными в советских учебниках фактами истории и "генеральной линией партии", Тальков со столичных площадок не просто издевался над этой "линией". Он не стеснялся в текстах упоминать имена, и давать однозначные оценки конкретным личностям. Конечно, делал это не один Тальков, но что поделать - у "Гражданской обороны" и всего течения уральского и сибирского панк-рока в те времена не было теле- и радиоэфиров, как у него.

А романтические произведения Талькова, как авторские, так и исполненные им вещи других композиторов и поэтов, по сию пору вызывают приятную тахикардию у прекрасного пола, при том что девушки и женщины - весьма активные потребители музыкального и эстрадного продукта.

Мученик сцены

Конечно, говоря о движении к всенародной популярности, стоит вспомнить, что Тальков на короткое время обрел ореол "мученика сцены". В 1988 году его выступление на концерте, организованном самой популярной тогда телевизионной программой "Взгляд", было прервано организаторами из-за того, что певец нарушил согласованный плей-лист.

Массовый советский слушатель не мог не отреагировать на нового "запрещенного". Реалии конца 80-х в СССР были таковы, что за демаршем "взглядовцев" последовало не отлучение артиста от эфиров, а наоборот, увеличение количества выступлений.

В итоге Владимир Молчанов инициировал производство клипа на одну из самых знаковых песен Талькова, и всей советской эстрады конца 80-х – "Россия". Мрачная баллада, суровый исторический экскурс-размышление с открытым финалом, прозвучала в эфире популярной телепередачи "До и после полуночи", и стала этапом в превращении Талькова в героя позднесоветского масскульта.

Стоит отдать Талькову должное и вот в чем: он стал одним из первых советских исполнителей, кто начал выстраивать свои сольные выступления как концептуальное шоу. Пускай декорации и напоминали громкие западные аналоги, но это было свое, родное.

Его неоднозначному но, безусловно, оригинальному концертному шоу "Суд", с которым он начал гастролировать по Советскому Союзу весной 1991 года, не суждено было, как говорят артисты, "выграться", то есть выработать весь заложенный в него потенциал. По творческой идее это был "судебный процесс" над всеми большевистскими и коммунистическими вождями СССР, где острые политические песни перемежались лирикой. А по режиссуре - настоящий музыкальный спектакль, живой, с постоянным добавлением новых песен и меняющейся структурой отделений.

Более чем двухчасовая цельная программа находила отклик у зрителей, но не привлекала тогдашних импресарио. В ходу были большие сборные концерты, где выступало порой до полутора десятка разного жанра артистов и групп, и каждому удавалось исполнить от силы песен пять-шесть.

Печально, что именно во время одного из таких концертов Игорь Тальков и был убит шальной пулей в закулисной потасовке. Убит даже не на пике своей популярности. Скорее, в начале настоящего осознания своих творческих и личностных сил, и обретения своего слушателя и зрителя.

Александр Сырцов, при участии Виктора Дятликовича

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ЦБ отозвал лицензию у московского банка «РИАБАНК»
Россия вывела на орбиту новый военный спутник
Лавров призвал США прекратить провокации против Ирана и КНДР
Турция требует от Германии выдачи одного из главарей FETÖ
Михаил Саакашвили назвал дату возвращения на Украину
Закончена экологическая очистка острова Котельный
Жукова и Абрамович нашли замену друг другу
В сентябре перелет россиян в Крым станет дешевле на 27 процентов
Руководитель псковского облздрава получит взыскание
Суд отказался вернуть дело Улюкаева в прокуратуру
Мария Захарова о лицемерии Б. Обамы
Тюменский полицейский из 6-го отдела погиб на охоте
Увеличивается популярность В. Путина среди республиканцев США
За последних полгода из Украины в Россию въехало 500.000 человек
Скончался Станислав Терехов. Глава организации "Офицеры России"
Д. Трамп обвинил компанию Amazon в разорении страны
Ю. Меньшова закрыла свою программу "Наедине со всеми"
Ушла из жизни актриса и режиссер Вера Глаголева.
Жительница США выжила, проведя месяц в лесу без еды и телефона
Строители завершили погружение свай на автодорожной части Крымского моста
Альфа-капитал предупредила клиентов о проблемах в ряде банков
В Минкульт опять пришли с обысками. На этот раз через Врубеля
Путин сравнил поведение ряда ведомств с действиями НКВД
На Украине скандал. Полковника Бойко бросили умирать на поле боя свои....
Скончалась старейшая актриса МХТ имени Чехова Кира Головко
Почти 40% россиян вообще не употребляют алкоголь
Украинские БТР в Индонезию не поедут. Поедут российские. Зрада ...
Украина сотрудничает с КНДР в области ракетостроения уже более 10 лет
Н. Савченко хочет, чтобы в Украине не осталось политических партий
В Швейцарии евреям запретили купаться в бассейне, не приняв душ
Сирийская оппозиция теряет поддержку Франции. Всё пропало шеф....
Восточная Африка отказывается от поношенной одежды
Появились подробности ухода Т. Кизякова с Первого канала
В Сьерра-Леоне погибли не менее 400 человек
Про дядю Вову Ухина слышали новость? Спокойной ночи малыши
Киев 2017. Вместо мяса грибы...вместо лекарств ...травы
Пьяный полицейский сбил двух женщин на пешеходном переходе в Москве
Рубль умеренно растет на поддержке высоких ставок фиксированной доходности
Шесть "киборгов" пополнили ряды "Небесного миллиона".......
Оказывается в Израиле за иммиграцию отвечает министр экологии...
Все новости
Наверх