Этот день в истории. Гибель миноносца "Стерегущий"

На рассвете 26 февраля (10 марта) эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур после ночной разведки, наткнулись на четыре японских миноносца «Акэбоно», «Садзанами», «Синономэ» и «Усугумо».

Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Титосэ». Командиры русских миноносцев приняли решение избежать сражения, но прорыв к Порт-Артуру удался только «Решительному». «Стерегущий», окружённый превосходящими силами противника, принял бой.

Этот день в истории. Гибель миноносца "Стерегущий"

Пока работала машина, ещё оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход.

Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина.

Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 ч 10 мин орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искорёженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца «Усугумо». Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам «Усугумо» и «Синономе» отделались незначительными повреждениями, то в «Сазанами» попало восемь снарядов, а в «Акебоно» — около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые.

В 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и «Сазанами» начал буксировку. В это время подоспело подкрепление — крейсера «Баян» и «Новик» под командованием самого адмирала С. О. Макарова, но японские корабли, не приняв боя, отошли, подняв на борт четверых уцелевших членов экипажа погибшего миноносца.

В 9ч 07мин «Стерегущий» затонул. В составленном Морским генеральным штабом в Токио «Описании военных действий японского флота на море в 37—38 гг. Мейдзи» сказано, что затонул он в 7 милях к востоку от маяка Ляотешань.

Согласно одной из версий, когда японские моряки поднялись на борт искорёженного миноносца, то двое русских моряков скрылись в трюмном отделении.

Они заперлись в помещении и отказались сдаваться. Вскоре миноносец начал тонуть. Это обстоятельство дало повод к утверждению, что русские моряки сами затопили свой миноносец и погибли, чтобы не сдаться врагу со своим кораблём.

На миноносце «Стерегущий» не было кингстонов (клапанов затопления), поэтому не понятно, каким образом моряки затопили свой корабль. Возможно, миноносец затонул от сильных повреждений, полученных в ходе боя.

Из экипажа «Стерегущего» в живых остались только Ф. Юрьев, И Хиринский, А. Осинин и В. Новиков. Все они по возвращении на Родину были награждены знаками отличия военного ордена IV степени (обычно его называли Георгиевским крестом).

В Санкт-Петербурге стоит памятник героическому экипажу миноносца «Стерегущий».

И теперь отдать им Курилы? Да ну...бред. Курилы-земля Российская. И точка.
Вернуться назад