Народный герой Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али

Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием, продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

Народный герой Имам Шамиль  сын Денга-Мухаммада, внук Али

Про деда Шамиля, мы практически ничего не знаем, в наше время появляются в печати разные версии разных авторов, по одним он родом из другого аварского аула, по другим он вовсе не аварец. Кто же на самом деле предки имама? Что за тайна в его генеалогии? Знал ли сам Шамиль о своих предках, если знал, то почему скрывал свою родословную? На эти вопросы у меня появилась одна интересная версия с которой я решил поделиться с читателями.

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести?

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения, написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно? Почему его личный секретарь не соизволил ознакомить нас с родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля, или всё же знал?

У меня складывается мнение, что Шамиль запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает; "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля; «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова - это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид». Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе».

Теперь хочу на суд читателя выставить свою версию произошедших событий.

За что шамхал Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.) я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

Ответ на этот вопрос, я вижу в следующих обстоятельствах. Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году. Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом? Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то, что отец Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е. он был кумык, а не аварец.

В первые годы своего имамства Шамиль, не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам. Он действовал по инстинкту, как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев. За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость, эта банальная кровная месть.

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму удалось скрыться. Из усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке. Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу».

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок? Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил кому либо писать и говорить о своих предках.

Позже Шамиль, поняв что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

Я, как автор этой статьи, не ставил целью вводить читателя в заблуждение, а просто высказал своё мнение и, надеюсь, что более компетентные историки и библиографы согласятся со мной или опровергнут все мои доводы.

Гамид Габитов. Дагестан
Вернуться назад