Саудовское "дежа вю" против Соединенных Штатов

В истории, как, впрочем, и в обычной жизни, различные события после определённого времени повторяются. Такое явление называется «дежа вю». Специалисты определяют его, как состояние подобно повторному перечитыванию хорошо знакомой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже немного забыли.

Саудовское "дежа вю" против Соединенных Штатов

Такое состояние «дежа вю» возникло ныне у многих людей и, прежде всего, у специалистов при прочтении новости, что цена техасской светлой нефти (WTI) 5 ноября стала приближаться к отметке в 75 долларов. Только за один день ее стоимость упала на 3 доллара, в процентном соотношении потеряв до 3,7%, сообщил Bloomberg.

Причиной столь стремительного удешевления нефти является компания Saudi Arabian Oil, которая понизила стоимость ее экспорта в Соединенные Штаты. «Данный шаг со стороны Саудовской Аравии указывает на то, что она пытается сохранить свою долю рынка в США, которая недавно несколько сократилась», - указал сотрудник хедж-фонда Again Capital LLC Джон Килдаф, добавив, что такая цена на нефть нисколько не смущает Саудовскую Аравию, так как эта страна может позволить себе искусственно снижать цену на нефть и чувствовать себя при этом комфортно.

Сразу же после этого у многих резко усилилось чувство «дежа вю» тех событий, которые происходили в конце 80-х годов, когда Саудовская Аравия и ОАЭ стали увеличивать добычу «черного золота». Именно этот шаг привел к резкому снижению мировых цен и оказался весьма болезненным для Советского Союза. Однако сейчас совершенно другая расстановка сил, и если кому угрожает резкое снижение на саудовскую нефть, поставляемую за рубеж, то это прежде всего США и ее «сланцевой революции». Дешевеющая нефть ударила по американским добывающим компаниям - они сокращают планы по разработке новых месторождений на 2015 год. Впрочем, экономика США все равно в выигрыше - вместе с нефтью там подешевело топливо, и американский - в отличие от российского - потребитель сэкономил $70 млрд, которые могут стать резервом для роста внутреннего спроса.

Но для США ситуация не является столь очевидной, и она настолько запутанна, что аналитики не могут ее просчитать. Готовность Вашингтона разыгрывать «нефтяную карту» связана с верой в то, что добыча сланцевых энергоресурсов позволит Америки стать «крупнейшим производителем нефти в мире».

Но резкое снижение нефтяных цен делает разработку ряда сланцевых месторождений невыгодной. Небольшие компании США, которые в последние годы казались наиболее успешными в разработке сланцев и опережали таких гигантов, как Royal Dutch Shell и Exxon Mobil, начали буксовать. Например, компания из Хьюстона Sanchez Energy в текущем году собирается потратить $600 млн на поддержание добычи на принадлежащих ей участках месторождения Eagle Ford - одного из крупнейших сланцевых месторождений в США, расположенного на юге штата Техас (наряду с месторождением Bakken на севере штата Дакота). Но это в два раза выше того уровня прибыли, которая компания рассчитывает получить по итогам этого года. Chesapeake Energy в IV квартале 2014 г. зафиксировала чистый убыток в размере $116 млн, отчитавшись хуже ожиданий рынка. Fort Worth сообщила о падении прибыли в IV квартале на 47%. QEP Resources Inc. отчиталась о падении добычи на 10,5% по сравнению с показателями за аналогичный период 2012 г.

Сланцевые месторождения отличаются более высокими темпами истощения, чем обычные месторождения. Компании вынуждены наращивать количество скважин, для того чтобы поддерживать добычу на прежнем уровне. По оценкам Международного энергетического агентства, разработчикам нефтегазовой формации Bakken в 2014 г. придется пробурить около 2500 новых скважин, чтобы сохранить добычу на уровне 1 млн баррелей в день. Для сравнения: компаниям, которые разрабатывают традиционные месторождения в Ираке, для поддержания такого же уровня добычи в текущем году потребуется пробурить всего 60 скважин.

По оценкам экспертов консалтингового агентства SunTrust Robinson Humphrey, при сохранении цен на уровне $100 за баррель, затраты независимых компаний в США в текущем году в среднем составят $1,5 на каждый доллар, вырученный от добычи и продажи нефти и газа, а у такого гиганта, как ExxonMobil, они составят соответственно 68 центов на каждый доллар.

Возможно, что «сланцевая революция» при прежних высоких ценах процветала бы и продолжала набирать темпы. Но при нынешних ценах, которые только за последние несколько месяцев упали на 25%, все это грозит катастрофой не только для нефтяной промышленности, но и ударит, как это было в свое время с СССР, по нынешнему американскому истеблишменту. Навряд ли американцы согласятся на повышение цен в нефтяной отрасли, которое в свою очередь удорожает другие секторы экономики (транспорт, электричество, отопление и т.д.).

А те же саудовцы и не собираются уходить с американского рынка, утверждая, что они будут биться до конца. «Мы весьма заинтересованы в американском рынке,-открыто написала саудовская газета Al Jazirah, - и в нынешних условиях будем снижать цену на свою нефть в США до тех пор, пока не восстановим свою прежнюю квоту, что вполне естественно приведет к краху сланцевой революции».

Но вместе с тем, Саудовская Аравия - это не та страна, которая несколько лет может терпеть дешевую нефть. «Наоборот, она сейчас заинтересована в том, чтобы нефть была дорогой,- отмечает немецкая Tagesspiegel. - Доклады выходят один за другим, а раньше - молчали, что указывает на некую медийную кампанию в этой сфере и стремление саудитов восстановить прежние цены на рынках».

Большинство участников мирового рынка нефти не рады сложившейся ситуации с ценами. В США под угрозой оказались сланцевые проекты, Венесуэла говорит об угрозе всей экономике, да и на Россию падение цен оказывает негативное влияние.

Но один игрок должен быть доволен. Это Китай, который не растерялся и воспользовался моментом. Количество супертанкеров, направляющихся в порты Китая, выросло до девятимесячного максимума. Мировая пресса отмечает, что количество крупнейших судов в отрасли, перевозящих сырую нефть, достигло 80. В среднем каждый из этих танкеров несет по 2 млн баррелей, а это значит, что в ближайшее время Китай получит 160 млн баррелей, и, скорее всего, процесс продолжится. Очевидно, что Китай пытается заполнить все возможные хранилища, пока цены низки.

Среднесуточное потребление в Китае выросло сейчас до 10,3 млн баррелей. По прогнозу МЭА, рост в 2014 г. составит 2,3%, в 2015 г. - 3,2%. При этом в сентябре Китай увеличил импорт нефти на 13,1% по отношению к августу - до 6,7 млн баррелей в сутки, а за девять месяцев 2014 г. импорт повысился на 8,3% - до 6,11 млн баррелей в сутки. Спрос на «черное золото» в Китае только растет, заставляя его тратить $500 млрд в год на импорт к 2020 г., свидетельствуют данные Wood Mackenzie.

Сейчас потребление в основном удовлетворяется за счет импорта нефти из Анголы, Венесуэлы, растет доля России. При этом Саудовская Аравия, похоже, вообще исключена из планов Китая. В настоящий момент на долю Саудовской Аравии приходится 19% всего импорта нефти в Китай, но этот уровень остается неизменным уже 2 года. Если посмотреть в будущее, то доля Саудовской Аравии будет снижаться.

В ближайшее время Китай может стать важным фактором для стабилизации нефтяных цен. Если количество супертанкеров, плывущих в Китай, не будет снижаться, отмечают эксперты, то в краткосрочной перспективе это должно поддержать мировой рынок.

«Вполне очевидно, замедление роста мировой экономики, рекордное увеличение мировых запасов нефти, а также манипулирование ценами на нефть в угоду чьим-то интересам сказываются на нефтяном рынке, - заявил президент Владимир Путин в интервью китайским СМИ накануне визита в Китай. - Политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика.»

Видимо, ближайшее время все расставит на свои места, и мы увидим новые победы или общее поражение «сланцевой революции» в США, способность Эр-Рияда и дальше снижать цену своей нефти или все же переориентацию ценовой политики в сторону ее повышения. Не следует забывать, что когда несколько лет арабская революция только своим дыханием обожгла Саудовскую Аравию, король Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд смог купить повиновение подданных за 170 миллиардов долларов. Сможет ли он сейчас, когда внутреннее положение внутри королевства продолжает постепенно накаляться, найти такую же сумму, и, самое главное, захочет и сможет ли Вашингтон, главный хранитель саудовских богатств, отдать такое громадное количество долларов без ущерба для своей экономики?

И, пожалуй, еще одно: в условиях эйфории «сланцевой революции» захочет ли Вашингтон спасать саудовский режим, зная, что Эр-Рияд своими действиями в области нефти вольно или невольно пытается нанести ущерб США?

Виктор Михин
Вернуться назад