Эдуард Успенский написал открытое письмо Владимиру Путину

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину


Уважаемый господин Президент!


К моему 80-летию замечательная коммерческая организация ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» подготовила мне очень интересный подарок: признание меня НЕавтором всех моих экранизированных произведений.

Эдуард Успенский написал открытое письмо Владимиру Путину

Признаюсь, на этот раз новому руководству очередного «Союзмультфильма» удалось удивить даже меня. Потому что они намеревались экранизировать истории про «деревню Простоквашино Эдуарда Успенского» без какого-либо согласия со стороны этого самого Эдуарда Успенского. И даже сделали несколько экранизаций.

Представляете, вдруг, я вижу сюжет с моими героями, с моим любимым котом Матроскиным и Печкиным, а писал его не я. Со мной даже договор не заключили.

Господин президент, в 2011 году Вы уже вмешивались в ситуацию, назвав «Конторой «Рога и копыта» одного из «правопреемников» — ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция»

— Вы меня удивляете! Все взрослые люди и молчите! Вас грабят, а вы молчите! Создали контору «Рога и копыта»! … Надо было давно к министру сходить» («Коммерсант» № 116 от 29 июня 2011 г. А. Колесников «Все лучшее дядям. Как Владимир Путин реанимировал отечественную анимацию»).
Вы приказали немедленно ликвидировать эту организацию с передачей прав на «советские мультфильмы» в Госфильмофонд России.

Но вместо прав на фильмы в Госфильмофонд России был передан директор «Конторы «Рога и копыта», который, судя по сайту, и сейчас там работает «директором по авторским и смежным правам». Видимо, в связи с наличием у него очень ценного опыта.

Сама «контора» сопротивлялась еще два года и, прежде чем издохнуть в 2013 году, успела заключить некий тайный договор со своим «братом-близнецом» ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» о передаче всех прав «на всё и навсегда».

Должен отметить, что все упомянутые «Союзмультфильмы» (а их ровно пять) являются коммерческими организациями (статья 113 Гражданского кодекса), то есть преследуют «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (статья 50 Гражданского кодекса).

Но в их названиях имеется наличие слов «государственное» и «федеральное». И эти организации постоянно обосновывают требования о повышении своих доходов интересами государства. И требуют, требуют, требуют деньги со всех организаций, которые работают с брендами авторов Союзмультфильма. Не подпуская к брендам авторов. И я уже не имею право получить гонорар за майку с Чебурашкой.

За прошедшие годы мы, «старые авторы», уже привыкли к тому, что время от времени очередная коммерческая организация присваивает себе право торговать «государственными» правами на старые мультфильмы.

Все это стало привычным, несмотря на то, что никаких исключительных прав на свои произведения при создании «советских мультфильмов» мы, авторы, не передавали.

Мало того, согласно действовавшей в период их создания статье 486 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. признавалось, что «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение».

Мультфильмы с моим участием создавались по книгам, написанным и опубликованным мною до работы над сценариями. Я не являлся штатным работником студии. Но даже в отношении штатных работников, прежде всего художников, должен отметить, что по советскому законодательству права на «служебные произведения» полностью принадлежали их авторам (статья 483 ГК РСФСР 1964 г.), что руководство «Союзмультфильма» также предпочитает этого не замечать, приторговывая изображениями из мультфильмов и заявляя, что никакие авторы не имеют отношения к этим изображениям.

Привычной стала также загадка о том, каким образом, торгуя всеми возможными правами, обладая бесплатно переданным государственным имуществом, получая финансирование из бюджета «Союзмультфильмы» постоянно жалуются на нехватку средств для развития «отечественной мультипликации».

Но если раньше средства выпрашивались просто на некие абстрактные проекты, то теперь появилась новая, свежая идея получить государственное финансирование для того, чтобы с его использованием самым грубым и непринужденным образом нарушить мои авторские права.

Эта идея особенно интересна тем, что я никогда не отказывался от сотрудничества с «Союзмультфильмом», ни разу не судился с ним и готов был предоставить права на создание новых фильмов на любых разумных условиях.

Я понимаю, что для меня и моих наследников это борьба на годы.

С уважением,
Эдуард Успенский
Вернуться назад