Рождество в Западной Европе. Обвиняется… Ёлка!

По давно сложившейся традиции в преддверии рождественских праздников города старой, доброй Европы преображаются. Дома, улицы, парки и скверы вспыхивают многоцветием гирлянд, здесь и там стоят фигуры Санта Клауса в окружении персонажей старых сказок и современных мультфильмов, и, конечно же, повсюду в праздничном убранстве рождественские ели – неизменный атрибут Рождества. На многочисленных рассыпавшихся по площадям и улицам рождественских ярмарках собираются толпы людей, закупающих подарки для близких, и на их лицах расцветают доброжелательные улыбки. Всё наполняется атмосферой ожидания, пожалуй, самого желанного и самого семейного праздника. Так из года в год встречают Рождество в Западной Европе. И то, что кто-то может оставить европейцев без этого праздника, кажется совершеннейшей нелепицей. Но, увы, такая нелепица может стать реальностью…

Помнится, в год миллениума на экраны вышел фильм про Гринча, укравшего Рождество. Сюжетец истории был прост: жили-были в некотором городе Ктограде, что стоял возле большой горы, добродушные, немного странные и даже чем-то смешные человечки. И был среди них один, по имени Гринч, непохожий на остальных: зелёный, весь покрытый шерстью и всегда всем недовольный. Жители не любили его, он отвечал взаимностью. Самым гадким праздником для Гринча было Рождество. Подарки, фейерверки, рождественские песни и мелькающие повсюду радостные лица людей каждый год для него становились мучительной пыткой. В одну из предпраздничных ночей, когда горожане беззаботно спали и видели во снах подарки, пакостник Гринч решил лишить их Рождества, попросту его украв. Возможно ли было представить, что рождественская сказка про пакостника-Гринча может случиться в реальной жизни?

Каково же было моё удивление, когда спустя почти 20 лет придумка американских кинематографистов, видоизменившись, реализовалась в жизни. Сегодня, не в вымышленной стране со сказочными жителями, а в старой Европе, у самых настоящих, реально живущих граждан, пытаются отнять один из самых любимых праздников. Кого-то вдруг стало сильно не устраивать появление на улицах европейских городов Санта Клауса, рождественских елей в сверкающих гирляндах, а вместе с ними и любого изображения новорожденного младенца Иисуса, его семьи, то есть всего того, с чем уже не одно тысячелетие был связан образ праздника и чем наполнялся его дух.

Кому, казалось бы, мешает новогодняя нарядная красавица — ёлка? Оказалось, мешает. Может ли дерево задеть чьи-то чувства? Может!
Рождество в Западной Европе. Обвиняется… Ёлка!

Удивительно и непостижимо, но сегодня разные новостные каналы передают, как в европейских городах та часть населения, которая не исповедует христианских ценностей (в основном эмигранты и вынужденные переселенцы из североафриканского континента и стран Азии), стала устраивать пожары и погромы установленных к празднику елей. И, дабы не оскорблять религиозные чувства этой части населения, власти стали отказываться от украшения рождественскими елями улиц своих городов. Вслед за этим стало запрещаться появление в публичных местах Санта-Клаусов в их красных курточках. И, наконец, само слово Рождество в Западной Европе переименовали в безликие «сезонные празднования».

Может быть, неуместно в данном случае проводить исторические параллели, но уроки истории забывать нельзя. Иногда такая забывчивость дорого обходится людям. А между тем в истории подобное уже происходило. Ислам впервые вступил на европейскую землю много столетий назад. Тогда не было насильственного навязывания новой веры. Борьба за умы и сердца велась исподволь, и не ставила людей перед необходимостью отказа от нравственных принципов и канонов, проповедуемых иными религиями. В своих первых шагах проповедники ислама в Европе избегали насильственного подавления культурных традиций и обрядов народов.

Прошло немало времени, пока развитие религий на европейских землях из фазы мирного сосуществования переросло в межконфессиональные столкновения и пошла волна Реконкисты. Изгнание мусульман из Европы, сопровождавшееся кровавыми войнами, привело к тому, что ислам задержался только у части народов на Балканах. И сейчас мы становимся свидетелями повторения истории, в которой уже угадываются черты нарастающего столкновения культур, менталитета устоявшихся укладов, и всё это, в конечном счёте, может перерасти в обострение межрелигиозного антагонизма.

Мы становимся свидетелями событий, круто меняющих геополитические контуры. Меняются границы государств, меняются сложившиеся центры политического и экономического влияния. Один из самых чувствительных тектонических сдвигов сейчас происходит именно в сфере традиционных нравственных, духовных и религиозных устоев людей, где уровень непримиримости и озлобленности становится причиной вооружённых столкновений. И сейчас особенно остро чувствуется, как хрупок наш мир. Мы видим, как меняется человеческая суть, когда непримиримость и бездуховность получает в руки оружие и власть.

Наш земной шар достаточен для того, чтобы жить в мире и согласии, но он стал слишком маленьким для ведения войн. И мир в человеческих сердцах, та самая толерантность, о которой так много говорят адепты европейского пути, в конечном счёте может не выдержать давления сгущающейся ненависти… Сегодня, как никогда, нужно искать возможность принятия как данности, права каждого из живущих рядом, на соседней улице, в соседнем доме, в квартире верить в своих богов, справлять свои обряды, следовать традициям своих народов или религий. Пусть будут Валентинов день и Курбан-байрам, Крещение и Рош а-Шана, Весак и Рождество. Но нельзя, никак нельзя допускать противопоставления призывов муэдзина и звона Благовеста. Исторический опыт России, где веками живут в мире и согласии люди и народы, исповедующие разные религии, может стать примером построения отношений и в иных странах. Давайте наполнять наши календари общими праздниками: День матери, День семьи, День неизвестного солдата. Пусть их будет больше и пусть они скрепляют наши мысли, души в единую семью – семью Людей Планеты Земля.

Источник
Вернуться назад